Цензы в избирательном праве рф

Цензы в избирательном праве рф

Цензы в Российской Федерации

В РФ существует ряд цензов. В частности, возрастной ценз, состоящий в предоставлении права избирать с 18 лет, права быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления — с того же возраста, депутатами представительных органов иных уровней и выборных должностных лиц — с более старшего возраста

В выборах участвуют только граждане РФ. Не участвуют в выборах лица, признанные судом недееспособными, а также отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Законодательство РФ не допускает ограничения права избирать временем проживания на какой-то территории (ценз оседлости). Человек, поселившийся на данной территории, с этого момента получает активное избирательное право. Правда, для того чтобы быть включенным в списки избирателей, он должен иметь документальное подтверждение своего проживания (или пребывания) на соответствующей территории.

Для избрания депутатом или на выборную должность в регионе, субъекты РФ устанавливают срок проживания на территории избирательного округа, который не может превышать года. Для избрания депутатом Государственной Думы подобных правил не существует.

Вновь избираемый сенатор должен прожить не менее десяти лет в том регионе, от которого он избирается в Совет Федерации. Требования о "цензе оседлости" не распространяется на действующих членов верхней палаты парламента РФ. "Ценз" отсутствует также для военных, прокурорских работников и сотрудников правоохранительных органов, имеющих не менее чем десятилетний стаж работы. Это положение рассчитано на то, чтобы не закрывать путь в Совет Федерации для людей, чья работа была связана с неоднократной сменой места прохождения службы.

Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в РФ не менее 10 лет. В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка.

В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории. Это установление представляет собой, по сути, вариант имущественного ценза.

33. Мажоритарная избирательная система: понятие, виды.

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С юридической точки зрения мажоритарную избирательную систему отличает универсальность применения, позволяющая использовать ее для выборов как коллегиальных органов, так и отдельных должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов при этой избирательной системе наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, гак и политические партии (избирательные объединения). При образовании вакантных мандатов, обусловленном в числе прочего досрочным прекращением полномочий депутатов (выборных должностных лиц), обязательным является проведение новых (дополнительных, досрочных или повторных) выборов.

Мажоритарная избирательная система имеет разновидности. В зависимости от образуемых избирательных округов различаются мажоритарные избирательные системы, предполагающие голосование по единому избирательному округу, одномандатным и многомандатным избирательным округам. Мажоритарная система на базе единого избирательного округа используется только на выборах должностных лиц. При избрании депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований применяются либо одномандатные, либо многомандатные избирательные округа. Причем максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный избирательный округ, не может превышать пяти. Вместе с тем данное ограничение не применяется на выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также иного муниципального образования, границы многомандатного избирательного округа которого совпадают с границами избирательного участка.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Для победы во втором туре при использовании такой системы достаточно набрать относительное большинство голосов. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований. В принципе нельзя исключать ее использование и на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, однако действующему избирательному законодательству такие случаи неизвестны.

Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей. В настоящее время она практически не применяется, хотя прежде случаи ее использования имели место в некоторых субъектах Федерации. Так, ныне отмененный Закон Приморского края от 28 сентября 1999 г. «О выборах губернатора Приморского края» предусматривал, что избранным по результатам голосования признается кандидат, набравший наибольшее количество голосов при условии, что оно составляет не менее 35% от числа избирателей, принявших участие в голосовании

Мажоритарная избирательная система предполагает проведение выборов по одномандатным, реже — многомандатным избирательным округам и подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. При системе абсолютного большинства для избрания требуется получить более половины голосов избирателей (в противном случае проводится повторное голосование), при системе относительного большинства для избрания кандидату требуется набрать наибольшее число голосов.

34. Пропорциональная избирательная система и практика её применения в РФ.

Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Впервые пропорциональная избирательная система была применена на выборах в Бельгии в 1899 году.

Пропорциональная избирательная система

Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году будет составлять 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%.

Голоса, отданные за партии, не прошедшие процентный барьер, пропорционально перераспределяются между прошедшими партиями.

Пропорциональная система может применяться как при выборах всего парламента (например, в Дании, Люксембурге, Латвии, Португалии), так и только нижней палаты (например, в Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Польше) или половины нижней палаты (например, в ФРГ до 2007 года и с 2016 года в Российской Федерации).

Разновидности пропорциональной избирательной системы

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы – по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список – когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список – когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

Достоинства пропорциональной избирательной системы

Достоинством пропорциональной избирательной системы, в отличие от мажоритарной избирательной системы, считается то, что голоса избирателей не пропадают. Кроме, конечно, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер. Поэтому самым справедливым применением пропорциональной системы считаются выборы в Израиле.

Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей. При этом такая возможность не теряется у меньшинства.

Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.

В тех странах, где применяются открытые списки, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.

Меньше вероятность попадания в парламент представителей, обладающих финансовыми рычагами давления на избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы

Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается частичная потеря принципа народовластия, утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.

В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей.

При закрытых партийных списках также используется «технология паровоза» – когда в начале списка присутствуют популярные в народе личности (например, теле- и кинозвезды), которые потом отказываются от мандатов в пользу неизвестных членов партии.

Закрытые партийные списки дают возможность лидеру партии определять очередность кандидатов, что может привести как к диктатуре внутри партии, так и ко внутреннему расколу из-за недобросовестной конкуренции между членами партии.

Недостатком является высокий процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.

При парламентской республике правительство формирует партия, обладающая большинством мандатов. Но при пропорциональной системе велика вероятность отсутствия большинства у одной из партий, что приводит к необходимости созданию коалиции из идеологических противников. Такое правительство может оказаться не в состоянии проводить реформы из-за внутренних разногласий.

Простой избиратель не всегда понимает систему распределения мандатов, а значит, может не доверять выборам и отказаться в них участвовать. Во многих странах уровень явки на выборы колеблется в пределах 40–60% от всего числа граждан с правом участвовать в выборах. А значит, такие выборы не отражают действительной картины предпочтений и/или необходимости реформ.

Пропорциональная избирательная система в России

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 526 | Нарушение авторских прав

— устанавливаем конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления активного и пассивного избирательного права. В истории избирательного права использовались самые разнообразные цензы – возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, служебный, языковой и др.

Ограничений по сроку проживания для выдвижения кандидатом в депутаты или на выборную должность сейчас вообще не должно существовать, а законодательство субъектов РФ следует привести в соответствие с требованиями названного Федерального закона. Для избрания депутатом Государственной Думы не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). Отдельные субъекты РФ своими актами пытаются не допустить участия в местных выборах военнослужащих, особенно срочной службы, на том основании, что они временно находятся на соответствующей территории и поэтому не имеют прямой связи с интересами местного населения. Федеральное законодательство не предусматривало подобных ограничений до недавнего времени. Но Федеральный закон 1997 г. установил, что военнослужащие, проходящие службу по призыву, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума. Исключение сделано лишь для тех, кто до призыва постоянно или преимущественно проживал на территории данного муниципального образования. В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка. Однако это требование также не соответствует федеральному законодательству и признано Конституционным Судом РФ противоречащим российской Конституции. В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории.(С. А.)

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

43 Признание выборов недействительными и несостоявшимися: правовые последствия. Повторные выборы.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

а) в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. Законом указанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что минимальный % от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов МСУ состоявшимися не устанавливается (не применяется при проведении повторного голосования);

б) в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

в) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов;

д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

е) если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.

Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.

Соответствующая комиссия признает результаты выборов недействительными, в случае, если:

а) допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) выборы признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем ¼ от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе; в) по решению суда.

Дата добавления: 2016-03-26 ; просмотров: 819 | Нарушение авторских прав

  • В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 741

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ИЗБИРА́ТЕЛЬНЫЕ ЦЕ́НЗЫ, ус­та­нов­лен­ные в за­ко­не тре­бо­ва­ния для осу­ще­ст­в­ле­ния ак­тив­но­го и пас­сив­но­го из­би­рат. пра­ва. И. ц. раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от форм уча­стия ли­ца в го­ло­со­ва­нии (из­би­ра­тель, кан­ди­дат на вы­бор­ную долж­ность) и ви­да вы­бо­ров. К ли­цам, бал­ло­ти­рую­щим­ся на вы­бор­ную долж­ность, предъ­яв­ля­ют­ся бо­лее серь­ёз­ные тре­бо­ва­ния, чем к из­би­ра­те­лям. Как пра­ви­ло, на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах ус­та­нав­ли­ва­ют­ся бо­лее жё­ст­кие тре­бо­ва­ния для кан­ди­да­тов, чем на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах. При из­бра­нии обе­их па­лат пар­ла­мен­та бо­лее стро­гие цен­зы пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся для лиц, бал­ло­ти­рую­щих­ся в верх­нюю па­ла­ту. Кро­ме то­го, раз­ли­ча­ют­ся про­стые (на­ли­чие гра­ж­дан­ст­ва) и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные И. ц. (от­сут­ст­вие вто­ро­го гра­ж­дан­ст­ва, при­об­ре­те­ние гра­ж­дан­ст­ва по ро­ж­де­нию, со­стоя­ние в гра­ж­дан­ст­ве в те­че­ние ус­та­нов­лен­но­го сро­ка, на­ли­чие род­ст­вен­ни­ков по вос­хо­дя­щей ли­нии – гра­ж­дан стра­ны). Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные И. ц. обыч­но пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся для кан­ди­да­тов на вы­бор­ные долж­но­сти.

    Читайте также:

    1. Lt;question>. Как называются избирательные органы, организующие подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан?
    2. Избирательное право и избирательные системы в Республике Казахстан.
    3. Избирательные округа, избирательные участки.
    4. Избирательные реформы в Англии в XIX веке.
    5. Избирательные системы
    6. Избирательные системы.
    7. Избирательные системы.
    8. Избирательные фонды кандидатов на выборные должности в государственные органы.
    9. Избирательные цензы в российском избирательном праве.
    Читайте также:  Получение лицензии на опасный производственный объект
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector