Мхк что за предмет в школе

Мхк что за предмет в школе

Шульгина, Дарья Павловна — Шульгина Дарья Павловна Портрет русский искусствовед, культуролог, историк, специалист по архитектуре эклектики. Дата рождения: 11 мая 1980(1980 05 11) (31 год) … Википедия

Казанский государственный университет культуры и искусств — Казанский государственный университет культуры и искусств ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… … Википедия

Всероссийская олимпиада школьников — Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школь … Википедия

Всероссийские предметные олимпиады школьников — Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2008 года Всероссийская олимпиада школьников система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных… … Википедия

Гимназия № 1 (Кирово-Чепецк) — Гимназия № 1 Девиз Per aspera ad astra Через тернии к звёздам Основана 1967 год Директор Ходырев Александр Петрович Тип Гимназия Учеников 816 Адрес Кировская область … Википедия

Скрябин, Александр Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скрябин. Александр Скрябин … Википедия

Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)» Год основания 1970 Тип музыкальная Дире … Википедия

Skriabin — Александр Николаевич Скрябин Дата рождения 25 декабря 1871 (6 января 1872) Место рождения Москва Дата смерти 14 (27) апреля 1915 Место смерти … Википедия

Орбисон, Рой — Рой Орбисон Roy Orbison … Википедия

Гуманитарный институт Донецкого национального университета — Гуманитарный институт Донецкого национального университета высшее учебное заведение государственной формы собственности в Донецке. Имеет III уровень аккредитации. Институт делится на два факультета: культурологический и музыкально… … Википедия

Мировая художественная культура, как было отмечено выше, является базовым школьным предметом культурологического цикла. Данная дисциплина появилась в школе относительно недавно, с чем связаны основные сложности его преподавания.

Первая проблема возникает при определении предмета изучения МХК в школе. Название курса – Мировая художественная культура – оказывается очень широким, так что ограничивать объем и глубину изучаемого материала необходимо самому педагогу по собственному усмотрению. Заостряет данную проблему и то, что отсутствуют единый государственный стандарт образования по предмету (см. ) и универсальная учебная программа.

Вторая сложность взаимосвязана с первой. Она заключается в резком несоответствии большого объема материала очень незначительному количеству учебного времени, выделяемому на его изучение. Одним из неблагоприятных условий решения этой проблемы является то, что в настоящее время Мировая художественная культура входит в региональный компонент среднего образования, то есть школы выбирают по своему усмотрению, в каких классах и в каком объеме будет преподаваться предмет. Это приводит к обострению несоответствия объемов материала и учебного времени.

Не менее значимой проблемой является отсутствие разработанной методической базы или обобщенного в публикациях опыта педагогов-культурологов.

Таким образом, преподаватель Мировой художественной культуры вынужден руководствоваться только собственными представлениями о предмете и вариантах реализации целей и задач его преподавания в средней школе.

Вместе с тем, Мировая художественная культура является необходимой для изучения в средней школе, так как усиливает гуманитарный цикл предметов (состоящий в старших классах из истории, литературы, основ права и основ современных цивилизаций – последние два преподаются обычно в течение полугода). Кроме того, в силу своей специфики позволяет школьнику создать более-менее целостную картину мира, объединяемую общим понятие «культура».

Исходя из этого, мы понимаем Мировую художественную культуру в школьном изучении не только как историю искусства, хотя этот компонент очень важен, и тем более не как исключительно изобразительное искусство, как иногда представляется на практике. Предмет изучения задается через базовое понятие – художественную культуру как совокупный процесс и результат творческой деятельности человека. Такой подход наиболее точно выражает специфику предмета и одновременно значительно усложняет задачу учителя тем, что еще больше расширяет предмет изучения, под которым подразумевается художественная культура в целом. Тогда Мировая художественная культура – название учебного курса, главной особенностью которого является интегративность, то есть способность собрать в единую картину мира разнородные знания учеников по разным учебным предметам, что позволяет сформировать у них целостное сознание.

Читайте также:  Как выписать умершего человека из домовой книги

Курс Мировая художественная культура в средней школе направлен на развитие учеников средствами художественной культуры; приобщение их к миру художественных ценностей; осмысление учащимися значения художественной деятельности в развитии индивидуума и общества в целом.

Таким образом, можно сформулировать цель курса МХК: приобщить обучаемого к художественной культуре; сформировать в нем готовность, способность и потребность в самостоятельно восприятии художественных ценностей; способствовать разностороннему развитию личности обучающегося. Данное понимание цели курса предполагает формирование в процессе изучения курса МХК самостоятельно мыслящей и активно воспринимающей художественные явления личности, которая способна обращаться к произведениям искусства в повседневной жизни за пределами школы.

Этим определено содержание курса, которое складывается из нескольких компонентов:

– изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи и противоречиях;

– изучение мировоззренческих оснований творчества в разные эпохи у разных народов;

– изучение общих закономерностей художественного развития человечества.

Итогом изучения курса должны быть следующие знания, умения и навыки учеников:

– осмысление связей художественной культуры с другими сферами деятельности людей, ее связи с материальным и духовным миром человека;

– усвоения навыков общения с художественными произведениями разных видов искусства и жанров;

– создание художественной картины мира;

– создание образных представлений о разных типах культур в разные эпохи;

– владение эмпирическим материалом, навыком анализа произведений различных видов искусства.

Последний пункт не является самоцелью, хотя на практике ему отводится наибольшее внимание. Однако следует учесть, что механическое заучивание специфических черт разных видов искусства не даст ученику возможности составить целостное представление о мире и месте художественной культуры в нем, а лишь добавит еще одну строчку в дневниковой расписание. Акцент в учебной деятельности должен ставиться не на механическое заучивание новых понятий, а на общение и приобщение через материальную основу произведения (художественную форму) к его духовному смыслу и личностное развитие с помощью этого общения.

Структура школьного курса МХК. В настоящее время в большинстве школ на изучение Мировой художественной культуры отводится 3 года (8, 10 и 11 классы). В ряде школ ведется изучение предмета только в базовой средней школе (5–9 или 5–8 классы). Это обусловлено переводом МХК из обязательного (федерального) компонента образования в разряд предметов по выбору школы (региональный компонент образования), а также значительно возросшей в последние годы учебной нагрузкой детей в школе. В течение года на изучение МХК выделяется обычно 1 час в неделю, то есть всего 34 часа.

О том, почему школьный предмет «Мировая художественная культура» заслуживает гораздо большего, чем статус дополнительной дисциплины.

Обычно уроки МХК сводятся к тренировке памяти. Упражнения с картинками и подписями учат отвечать на простейшие вопросы — кем, когда и где было создано художественное произведение. Как от набора массы знаний переключиться на их функциональное использование, почему актуальность МХК растёт с каждым годом и зачем привлекать методы математиков на уроках истории искусства, нам рассказала Анастасия Лосева.

Одно решение для трёх парадоксов

Читайте также :

Прежде чем войти в класс, учителю МХК приходится распутать для себя плотный клубок проблем. В первую очередь, парадоксален сам формат школьной «мировой художественной культуры»: при том, что в расписании эта дисциплина появляется не чаще одного раза в неделю, ученикам на ней предлагают запомнить чрезвычайно большое количество фактов. И это исходная причина выхолащивания предмета, который грозит превратиться для детей в абстрактную средневековую «сумму», абсолютно лишённую личной включённости. Это происходит очень естественно, поскольку чем меньше часов отводится учителю, тем больше информации он торопится дать.

Читайте также:  Обозначение в табеле отпуска за свой счет

Времени на то, чтобы ребята пережили сопричастность искусству, ощущение не отстранённого, а принадлежащего им знания, уже не остаётся.

Но стоит посмотреть на содержание урока, как в глаза бросается ещё более странная проблема — совершенно не понятно, как в этой гуманитарной области формулировать вопрос. Тогда как математике, химии или физике дети учатся, самостоятельно решая задачи, проводя опыты и лабораторные работы, какие задачи может поставить перед ними история искусств?

И если эти неразрешенные проблемы учителя тяготят, то междисциплинарная природа МХК окончательно погружает его в состояние растерянности. Материал уроков должен касаться не только пластических искусств, но и музыки, и зарубежной литературы.

Но даже когда мы добросовестно стараемся не упустить эту многоликую суть, чрезвычайно сложно связать её с конкретными темами уроков.

Само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов.

Получается, что само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов. Каждый справляется с ним по-своему. На онлайн-курсе Лекториума я предлагаю собственный метод максимально честной работы в предложенных обстоятельствах: заняться придумыванием заданий. Научиться этому легко и совершенно необходимо: благодаря заданиям и преподаватель, и дети начинают воспринимать историю искусств как живой материал, из которого можно что-то создать самому. А какие вам удастся найти внутренние связи в мировой художественной культуре, зависит от вашей фантазии и типов задач. Оказывается, их может быть очень много.

Фидий + Модильяни = ?

Это может быть интересно :

Чтобы оценить важность задач для МХК, достаточно заметить, как фундаментально они меняют атмосферу урока. Обычно я стараюсь уйти от системы взысканий, когда ребёнка может останавливать страх неправильно переставить картинки, и предлагаю искать ответ не индивидуально, а в небольших группах. Из этого неизбежно рождается неформальное обсуждение:

А в результате получается, что на занятиях ребята самостоятельно выполняют крошечный элемент исследовательской работы.

Эта мелочь очень существенна, потому что современная доступность информации развивает в детях склонность к общей поверхностности. Они привыкают к тому, что ключ всегда очень просто достаётся. А чтобы совершенствовать навыки мышления, нужно докапываться до глубоких ответов.

Учителю же задания заметно восполняют недостаток времени. Представьте, что вы рассказываете про античность. Разумеется, 45 минут не хватает, чтобы успеть осветить также античную традицию, живущую и в современной культуре. Тут вас и выручают задания: таким способом, не читая лекцию об античной традиции в творчестве Пикассо, можно немножко эту тему приоткрыть. И так в каждом направлении: вместе изучив Византию, просим самостоятельно отличить современные мозаики от средневековых, погружаясь в готику, даем задания на витражи как вид искусства.