Названия нормативно правовых актов

Названия нормативно правовых актов

Заголовок играет наиболее важную роль в нормативных актах,

так как с его помощью определяются предмет и круг регулируе-

мых общественных отношений. Четкое и правильное отражение

предмета регулирования необходимо для того, чтобы исполнители

могли по названию правового акта определить его содержание,

легко запомнить название и при необходимости быстро найти та-

кой акт. Заголовок важен также в плане проведения систематиза-

ции и учета нормативных актов.

Окончательный вариант заголовка обычно утверждается после

рассмотрения всех поправок к тексту проекта нормативного акта,

так как в процессе создания документа его содержание может час-

тично измениться. Заголовок должен точно отражать содержание

Различают полное и краткое наименование закона.

Полное наименование является главным идентификационным

признаком закона, так как официально все ссылаются именно на

него. Как правило, не рекомендуется включать в наименование

закона пояснения, заключенные в скобках. Это затрудняет вос-

приятие наименования в целом.

В науке избирательного права уже ведутся разработки, связанные с

кодификацией избирательного законодательства. Избирательный ко-

декс как полное наименование закона, регулирующего все выборы на

федеральном уровне, является наиболее удачным, так как четко и в

лаконичной форме отражает круг регулируемых отношений. Нецеле-

сообразно включать в его наименование указание на регулирование

именно федеральных выборов, потому что, во-первых, выборы в субъ-

ектах РФ и выборы в органы местного самоуправления не могут регу-

Общая часть I лава 4. Общие правила юридической техники

лироваться федеральным законодательством и, во-вторых, все изби-

Дата принятия правового акта Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе- дерального Собрания» датой принятия федерального закона (ко- декса) считается дата принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Хотя на титульном листе пишется и да- та принятия его Государственной Думой, и дата одобрения Сове- том Федерации, и дата подписания Президентом. Из-за такого многообразия указаний на дату на практике наблюдается разно- бой: иногда датой принятия закона неправильно считают дату подписания его Президентом. Например, такие справочные пра- вовые системы (далее — СПС), как «КонсультантПлюс», «Га- рант», предлагают использовать при поиске по дате принятия именно дату подписания закона Президентом, что противоречит ст. 2 названного Закона. Дата важна и для индивидуальных актов, поскольку позволяет определить его действия (исполнения, обжалования и др.). Дата принятия пишется следующим образом: месяц указывает- ся прописью, а число месяца и год — арабскими цифрами (напри- мер, 15 февраля 2006 г.). Регистрационный номер Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческо- го процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затра- гивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, получают номер, ко- гда Министерство юстиции РФ (далее — Минюст России) регист- рирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года. Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от но- мера заведенного конкретного дела, требующего своего разреше- ния (номера договора). Такой номер определяет момент, когда де- ло открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата.

рательные кодексы субъектов РФ в обязательном порядке должны

включать в наименование указание на название субъекта (например,

Избирательный кодекс Свердловской области).

Введение в закон краткого наименования обусловлено неудоб-

ством последующего воспроизведения полного наименования.

В соответствии с канонами законодательной техники краткое на-

именование добавляется в скобках в заголовке после полного на-

Если обратиться к процессу законотворчества в Российской

Федерации, то следует заметить, что официальная практика до-

бавления краткого наименования после полного отсутствует, хотя

иногда это необходимо.

Продолжая иллюстрацию данного правила юридической техники

на примере избирательного законодательства, можно проанализиро-

вать наименование действующего Федерального закона «Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации». Оно слишком громоздко для вос-

произведения, но официального краткого наименования не существу-

ет. Вот почему чаще используется неофициальное краткое наименова-

ние: Закон об основных гарантиях. Оно более удобно и тождественно

полному наименованию. В будущем, если будет принят избиратель-

ный кодекс, наименование которого содержит всего два слова, необ-

ходимость в кратком наименовании отпадет сама собой.

Дополнительным компонентом наименования является офици-

альная аббревиатура — словообразование, состоящее из началь-

ных букв слов полного наименования нормативного акта. Как и

полное наименование, аббревиатура является признаком иденти-

фикации нормативного акта и должна быть уникальной.

Что касается наименования индивидуальных актов, то их на-

звание содержится опять-таки во вводной части, причем зачастую

не автономно, а в единой связке с указанием на орган (или субъ-

ект), его вынесший (создавший). Приведу выдержку из судебного

определения, где повторено название (тема) определения:

15 января 2006 г. я, судья Самарского областного суда Л. Р. Петро-

Читайте также:  Специалист по продажам должностные обязанности

ва, рассмотрела ходатайство АО «АвтоВАЗ» об обеспечении иска по

делу АО «АвтоВАЗ» к профкому АО «АвтоВАЗ» «Справедливость» о

признании незаконной забастовки.

I мил 4. Общие правила юридической техники

Общая часть

Процедурные правила

Подготовка и принятие правовых актов является творческим

процессом. Однако их главная особенность заключается в том,

что, имея повелительный характер, они всегда затрагивают инте-

ресы субъектов права. Вот почему их принятие, как правило, фор-

мализуется в виде определенной процедуры.

Юридические документы бывают разного характера. Однако в

целом их можно разделить на два блока:

1) юридические документы, опосредующие нормальный ход

реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимают-

ся при осуществлении таких видов юридической деятельности,

— правореализационная (заявления, приказы, расписки, дове-

правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные,

учредительные, регистрационные, лицензионные и другие до-

2) юридические документы, с помощью которых разрешаются

правовые аномалии, т. е. отклонения от нормального развития

правовой материи или реализации норм права 2 . Этот вид докумен-

— применение санкций за правонарушения;

— разрешение споров между субъектами права;

— устранение коллизий между нормативными актами и т. д.

Одним словом, сюда относится любая правоприменительная

юрисдикционная деятельность государственных органов, в ре-

зультате которой принимается множество правоприменительных

Правовые последствия, возникающие в связи с изданием пра-

воприменительных юрисдикционных документов, отличаются

жесткостью и самым непосредственным образом влияют на пове-

Системный взгляд на процессуальную сторону различных видов юридиче-

ской деятельности представила А. А. Павлушина. См.: Павлушина А. А. Теория

юридического процесса: итоги, проблемы, перспективы развития. Самара, 2005.

Термин «правовая аномалия» ввела в юридическую науку и обосновала его

Е. Г. Лукьянова. См.: Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. М., 2003

См.: Павлушина А. А. Указ. соч. С. 240—295.
I шиш 4. Общие правила юридической техники

Общая часть

Рациональность (оптимальность, целесообразность) процедуры

Плановость процедуры Юридическая процедура порой настолько сложна, что растяги- вется на довольно продолжительное время. Например, три чте- ния в Государственной Думе самого незамысловатого закона за- нимает около шести месяцев. Некоторые сложные уголовные дела тянутся по полгода и более. На каждом этапе процедуры задейст- вуются те или иные ее участники. Для экономии их времени и сил, а также для удобства тех, кто обеспечивает их присутствие, желательно заранее определять время возможного участия всех лиц. Принцип плановости хорошо просматривается в работе Государст- венной Думы, где составляются планы прохождения законопроектов на год, квартал, месяц, неделю. Планируется работа каждого пленар- ного заседания. Однако часто планы нарушаются как по объектив- ным, так и по субъективным причинам. Не стоит видеть в этом ката- строфу. Учет и согласование интересов адресатов правового акта Процедура должна обеспечивать учет и согласование интересов ниц, которым адресован правовой акт. Это означает, что к процес- су его разработки и принятия должны привлекаться граждане и организации, на правовом положении которых может отразиться это решение (управленческое, судебное или другое). Выполнение этого процедурного правила — обычно обязан- ность составителя юридического документа (управленческого ре- шения, договора или нормативного акта). В уголовном процессе судья до вынесения приговора всегда выясняет мнение не только потерпевшего по многим для него принципиальным вопросам, но и личные, семейные обстоятельства подсудимого. Делается это для того, чтобы точнее урегулировать ситуацию. Рассмотрим в ка- честве примера конкретное уголовное дело. Российская глубинка. Проблемы с трудовой занятостью, проведе- нием культурного досуга. С, недавно вернувшийся из армии, решил с другом отметить это событие. Поскольку никто из них не работал, они решили добыть деньги на выпивку продажей краденого у своих сосе- дей имущества. Забравшись в кладовую, они украли мешок пшена и трехлитровую банку растительного масла. Реализовали односельча- нам, купили спиртное и веселились весь вечер. Их привлекли к уго- ловной ответственности.

Правило рациональности процедуры призвано обеспечить дос-

тижение целей быстрого и полного осуществления юридической

деятельности с наименьшей затратой сил, средств и времени со

стороны государственных органов, должностных лиц и граждан.

Правило юридической техники, о котором идет речь, имеет

1) это задача органа, установившего процедуру, постоянно ра-

ботать над ее усовершенствованием, внося соответствующие из-

менения в установленный им порядок принятия правовых актов.

На протяжении последних лет демонстрирует постоянное стрем-

ление к совершенствованию процедуры выборов Центральная из-

бирательная комиссия РФ, предложившая для принятия Государ-

ственной Думе не один десяток поправок в избирательное законо-

2) это задача тех, кто реализует процедурные нормы, поступать

при этом рационально. Наглядный пример — принятие Государст-

венной Думой Федерального закона от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ

«О Государственном гимне Российской Федерации». Он был при-

нят сразу в первом чтении, хотя по Регламенту Государственной

Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятому

постановлением Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г.

№ 2134-11 ГД, вполне допустимо было провести три чтения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Читайте также:  Михайлов и татаринов находясь в нетрезвом состоянии

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

на временные акты;

акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Формальные (реквизитные) правила

Для идентификации правового документа и его учета в целях принятия к обязательному исполнению необходимо у каждого правового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов. Такие признаки именуются реквизитами правового акта.

К их числу относятся:

  • название вида правового акта;
  • название органа, его издавшего;
  • наименование (полное и сокращенное);
  • дата принятия;
  • номер правового акта.

Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа.

Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются атрибутом правового акта.

К ним относятся:

  • место (название города);
  • дата подписания;
  • полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ;
  • фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ;
  • его (их) личная подпись (ставится только на подлиннике правового документа).

Рассмотрим титульные реквизиты, несущие основную нагрузку по приданию правовому документу официальности, по порядку.

Вид правового акта

Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа.

Если вести речь о нормативных актах, издаваемых в Российской Федерации, то их система многоуровневая. За каждым уровнем закрепляется определенный вид нормативного акта. Так, федеральный закон как вид нормативного акта имеет высшую юридическую силу (за исключением Конституции РФ и федеральных конституционных законов) по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям, инструкциям ведомств).

С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т.д.).

Орган, принявший нормативный акт

Указание органа, принявшего нормативный акт, предопределяет юридическую силу правового документа. Должна быть корреляция между видом нормативного акта и органом, его издавшим.

В других правовых актах, например индивидуальных, этот реквизит часто бывает включен в так называемую шапку документа (часть общего характера или вводную часть). Даже беглый взгляд на нее позволяет вычленить субъекта (субъектов), ответственного за создание акта.

Читайте также:  Жалоба на запах из подвала образец

Наименование (заголовок) нормативного акта

Заголовок играет наиболее важную роль в нормативных актах, так как с его помощью определяются предмет и круг регулируемых общественных отношений. Четкое и правильное отражение предмета регулирования необходимо для того, чтобы исполнители могли по названию правового акта определить его содержание, легко запомнить название и при необходимости быстро найти такой акт. Заголовок важен также в плане проведения систематизации и учета нормативных актов.

Окончательный вариант заголовка обычно утверждается после рассмотрения всех поправок к тексту проекта нормативного акта, так как в процессе создания документа его содержание может частично измениться. Заголовок должен точно отражать содержание всего законопроекта.

Различают полное и краткое наименование закона. Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него. Как правило, не рекомендуется включать в наименование законапояснения, заключенные в скобках. Это затрудняет восприятие наименования в целом.

В науке избирательного права уже ведутся разработки, связанные с кодификацией избирательного законодательства Избирательный кодекс как полное наименование закона, регулирующего все выборы на федеральном уровне, является наиболее удачным, так как четко и в лаконичной форме отражает круг регулируемых отношений. Нецелесообразно включать в его наименование указание на регулирование именно федеральных выборов, потому что, во-первых, выборы в субъектах РФ и выборы в органы местного самоуправления не могут регулироваться федеральным законодательством и, во-вторых, все избирательные кодексы субъектов РФ в обязательном порядке должны включать в наименование указание на название субъекта (например, Избирательный кодекс Свердловской области).

Введение в закон краткого наименования обусловлено неудобством последующего воспроизведения полного наименования. В соответствии с канонами законодательной техники краткое наименование добавляется в скобках в заголовке после полного наименования.

Если обратиться к процессу законотворчества в Российской Федерации, то следует заметить, что официальная практика добавления краткого наименования после полного отсутствует, хотя иногда это необходимо.

Продолжая иллюстрацию данного правила юридической техники на примере избирательного законодательства, можно проанализировать наименование действующего Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Оно слишком громоздко для воспроизведения, но официального краткого наименования не существует. Вот почему чаще используется неофициальное краткое наименование: Закон об основных гарантиях. Оно более удобно и тождественно полному наименованию. В будущем, если будет принят избирательный кодекс, наименование которого содержит всего два слова, необходимость в кратком наименовании отпадет сама собой.

Дополнительным компонентом наименования является официальная аббревиатура — словообразование, состоящее из начальных букв слов полного наименования нормативного акта. Как и полное наименование, аббревиатура является признаком идентификации нормативного акта и должна быть уникальной.

Что касается наименования индивидуальных актов, то их название содержится опять-таки во вводной части, причем зачастую не автономно, а в единой связке с указанием на орган (или субъект), его вынесший (создавший). Приведу выдержку из судебного определения, где повторено название (тема) определения:

15 января 2006 г. я, судья Самарского областного суда Л. Р. Петрова, рассмотрела ходатайство АО «АвтоВАЗ» об обеспечении иска по делу АО «АвтоВАЗ» к профкому АО «АвтоВАЗ» «Справедливость» о признании незаконной забастовки.

Дата принятия правового акта

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального закона (кодекса) считается дата принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Хотя на титульном листе пишется и дата принятия его Государственной Думой, и дата одобрения Советом Федерации, и дата подписания Президентом. Из-за такого многообразия указаний на дату на практике наблюдается разнобой: иногда датой принятия закона неправильно считают дату подписания его Президентом.

Например, такие справочные правовые системы (далее — СПС), как «КонсультантПлюс», «Гарант», предлагают использовать при поиске по дате принятия именно дату подписания закона Президентом, что противоречит ст. 2 названного Закона.

Дата важна и для индивидуальных актов, поскольку позволяет определить его действия (исполнения, обжалования и др.).

Дата принятия пишется следующим образом: месяц указывается прописью, а число месяца и год — арабскими цифрами (например, 15 февраля 2006 г.).

Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческого процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затрагивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, получают номер, когда Министерство юстиции РФ (далее — Минюст России) регистрирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года.

Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от номера заведенного конкретного дела, требующего своего разрешения (номера договора). Такой номер определяет момент, когда дело открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата.

Ссылка на основную публикацию
Мфо домашние деньги закрытие
Суд арестовал основателя крупнейшего микро-банка «Домашние деньги». В прошлом году МФО не исполнила обязательства перед клиентами, и ЦБ исключил ее...
Может ли бывшая жена претендовать на наследство
Чаще всего при оформлении наследства граждан интересует информация об их правах и размерах доли. В этой статье мы расскажем о...
Может ли военный пенсионер получать гражданскую пенсию
Право на получение одновременной пенсии за выслугу лет по линии силового ведомства и трудовой части страховой пенсии по старости есть...
Мхк что за предмет в школе
Шульгина, Дарья Павловна — Шульгина Дарья Павловна Портрет русский искусствовед, культуролог, историк, специалист по архитектуре эклектики. Дата рождения: 11 мая...
Adblock detector