Неправомерные расходы по бюджетному кодексу

Неправомерные расходы по бюджетному кодексу

Росфиннадзор проверяет правомерность расходования средств федерального бюджета. Если их незаконное использование будет доказано, то учреждение накажут*. Рассмотрим классификацию нарушений, отражаемых в акте проверки, так как они часто оспариваются в судах.

Законодательная база

Правильность классификации целевого, правомерного и эффективного использования средств является «камнем преткновения» как для проверяемого учреждения, так и для ревизоров. Обратите внимание, термин «неправомерное расходование» является синонимом термина «незаконное использование».

В настоящее время в Росфиннадзоре разрабатывается Проект классификации основных действий, влекущих нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, которые выявляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Данный классификатор будет содержать: ссылки на нормативно-правовые акты, правовые основания для квалификации действий (бездействий), влекущих нарушения в финансово-бюджетной сфере, для принятия мер принуждения за них и для привлечения к административной ответственности, а также порядок отражения нарушений.

Рассмотрим подробно нормативную базу, типичные нарушения и их классификацию в части определения правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Нецелевое расходование

Нецелевое использование средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Цели использования и условия получения определяются утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, бюджетной сметой либо иным правовым основанием их получения.

Сюда, как правило, относят такие виды нарушений:

– осуществление авансовых платежей сверх установленного размера;

– использование бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами;

– переплаты заработной платы (а также денежного содержания, довольствия);

Неподтвержденные расходы

Особо нужно отметить такую категорию нарушений, как осуществление неподтвержденных расходов бюджетных средств. К ней относятся:

– неправомерное расходование, выплата и списание бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами (списание подотчетных сумм без оправдательных документов);

– расходование бюджетных средств на неоказанные услуги или оказанные без соответствующих первичных учетных документов, перечисление подрядчикам денежных средств за невыполненный объем работ на основании фиктивных записей в актах приемки выполненных работ;

– повторная оплата одних и тех же товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

– неправомерные выплаты заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия военнослужащим, пенсий, стипендий), не предусмотренные штатным расписанием и нормативными документами;

– неправомерное использование доходов, полученных сверх объемов, утвержденных законом о бюджете;

– осуществление кассовых расходов на финансовое обеспечение выполнения государственных функций при отсутствии утвержденных бюджетных смет.

Неэффективное использование

Направление на повышение эффективности бюджетных расходов в последние годы приобретает все большую значимость. Аудит эффективности использования бюджетных расходов уже знаком каждому работнику бухгалтерских и финансовых служб.

В Бюджетном кодексе РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Данный принцип заключается в составлении и исполнении бюджетов участниками бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).

Неэффективное (неэкономное, нерезультативное) использование бюджетных средств классифицируется так:

– расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата;

– расходование бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг ненадлежащего качества;

– выделение бюджетных средств на проведение научных (за исключением фундаментальных научных исследований),

проектно-изыскательских работ, которые не нашли (не находят) в дальнейшем практического применения или не имеют практически значимых результатов;

– оплата штрафов, пеней, неустоек, а также возмещение вреда юридическим и физическим лицам, допущенного по вине получателя бюджетных средств;

– оплата пеней (штрафов) в результате непринятия мер по погашению кредиторской задолженности;

– неосвоение бюджетных средств при наличии потребности в их использовании;

– перечисление межбюджетных трансфертов при отсутствии (полном или частичном) в них потребности;

– непринятие во внимание приоритетности и целесообразности (наличия негативных эффектов для конечных потребителей) определения объектов бюджетных инвестиций при их планировании;

– расходование бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг в соответствии с заключенными государственными контрактами по завышенным ценам при соблюдении норм законодательства РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

– направление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг в соответствии с заключенными государственными контрактами в случае отсутствия потребностей в данных товарах, работах, услугах при условии соблюдения норм законодательства РФ о размещении заказов;

– достижение неудовлетворительных непосредственных результатов вследствие несвоевременного доведения бюджетных данных и (или) размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госнужд, принятия иных бюджетных и денежных обязательств. › |

› | Классификация основана на требованиях, приведенных в статьях 34, 162, 301 Бюджетного кодекса РФ, а также иных нормативно-правовых актах.

Проверка материальных ценностей

При проверке распределения, передачи материальных ценностей и их эффективного использования выделяются следующие группы нарушений.

Нецелевое использование – это использование материальных ценностей не по назначению, на цели, не соответствующие целям их приобретения, а также направлениям деятельности организации (п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ; ст. 42, 78, 79, 87–103 Земельного кодекса РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие цели приобретения материальных ценностей).

Неправомерное использование для данной категории характеризуется следующими действиями.

1. Неправомерное использование органами власти и учреждениями субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества, находящегося в федеральной собственности (ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и другие нормативные акты).

2. Неправомерное списание материальных ценностей сверх установленных норм без подтверждения оправдательными документами (ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», нормативные акты, устанавливающие порядок списания государственного имущества, и другие).

3. Передача в безвозмездное пользование коммерческой организации имущества, находящего в федеральной собственности.

4. Сдача в субаренду имущества, находящегося в федеральной собственности, без согласия собственника.

5. Предоставление имущества, находящегося в федеральной собственности, в аренду без заключения договоров, зарегистрированных в установленном порядке.

6. Неправомерное предоставление в пользование или залог объектов федеральной собственности.

7. Неправомерное распоряжение земельными участками.

8. Неправомерное отчуждение федеральной собственности.

9. Нарушение порядка приватизации федеральной собственности, повлекшее ущерб для государства.

Расхождение фактического наличия материальных ценностей с данными бухгалтерского (бюджетного) учета, выразившееся в их недостаче, необходимо классифицировать как недостачу, излишки или наличие неучтенных материальных ценностей.

Отсутствие обоснований (расчетов) к бюджетной смете

К бюджетной смете должны быть приложены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, которые использовались при ее формировании (п. 6 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н). Отсутствие обоснований (расчетов) к бюджетной смете будет квалифицировано проверяющими как несоблюдение требований о порядке составления бюджетных смет, утвержденных приказом № 112н.

Данное нарушение Росфиннадзор в обязательном порядке отразит в акте ревизии (проверки).

Результаты проверок

По результатам ревизии Росфиннадзор выносит предписание, в котором обязывает проверенное учреждение устранить допущенные нарушения.

Основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, в частности, являются:

– неисполнение закона о бюджете;

– нецелевое использование бюджетных средств;

– неэффективное использование бюджетных средств;

– несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

– отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства.

Перечень оснований приведен в статье 283 Бюджетного кодекса РФ. Он является открытым и предусматривает дополнительные основания применения мер принуждения в соответствии с законодательством.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. › |

› | Статья 2.9, пункт 3 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливают, что понимается под малозначительным административным правонарушением.

Судьи могут отменить административную ответственность за нецелевое использование средств и ограничиться устным замечанием.

Доклад аудитора контрольно-счетной палаты

на рабочем совещании по освещению наиболее часто встречающихся нарушений бюджетного законодательства РФ, законодательства по бухгалтерскому учету, а также нарушений законодательства в сфере размещения муниципального заказа на этапе исполнения муниципальных контрактов (договоров), выявляемых в результате проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетной палатой муниципального образования Ейский район

(с участием глав поселений Ейского района, руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования Ейский район, являющихся главными распорядителями (получателями) бюджетных средств, ответственных лиц за размещение муниципального заказа)

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, проводимые контрольно-счетной палатой муниципального образования Ейский район в 2012 и 2013 годах показывают, что в основном бюджетные средства используются бюджетополучателями на законных основаниях, без нарушений, эффективно и по целевому назначению.

Вместе с тем, выявляются случаи нарушения бюджетного законодательства, факты нерационального использования бюджетных ресурсов, недостатки в финансово-хозяйственной деятельности, а также нарушения в части исполнения муниципальных договоров (контрактов).

Данные недостатки и нарушения классифицируются в соответствии с законодательством РФ как неэффективное, незаконное (неправомерное), необоснованное, нецелевое расходование бюджетных средств или ущерб.

Читайте также:  Замена теплосчетчика в квартире

Нецелевое использование бюджетных средств и муниципального имущества

Одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ, установленных ст. 28 БК РФ, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

Направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ)

Правовым основанием предоставления бюджетных средств являются:

1) решение о бюджете;

3) бюджетная смета;

4) договор (соглашение);

5) иные документы

— так, например, согласно ст. 6 БК РФ, бюджетные и автономные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств. В отношении таких учреждений нецелевое использование средств возникает при использовании их на цели, не предусмотренные Планом финансово-хозяйственной деятельности (письмо Минфина России от 01.01.2001 N 02-11-08/4694).

Специалистами контрольно-счетной палаты при проведении проверок были не только установлены факты нецелевого использования бюджетных средств бюджетополучателями, но и предотвращены нецелевые расходы.

Например, бюджетные средства, предусмотренные целевой программой на содержание и укрепление материально-технической базы (ремонт) были в соответствии с соглашением направлены получателю для оплаты кредиторской задолженности по прочим обязательствам. В результате, часть средств, перечисленных получателю, возвращена главному распорядителю бюджетных средств, а в соглашение внесены соответствующие изменения. Сумма предотвращённых нецелевых расходов составила 3 млн. рублей.

Незаконное, неправомерное или необоснованное расходования бюджетных средств

Под "неправомерным расходованием" подразумевается расходование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства или нормативных правовых актов, то есть термин "неправомерное расходование" является синонимом термина "незаконное использование".

То есть имеет место быть факт расходования бюджетных средств без документа (либо сверх), являющегося правовым основание предоставления и расходования бюджетных средств.

К указанным нарушениям можно отнести, в частности:

— осуществление авансовых платежей сверх установленного размера;

— использование бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами;

— переплаты и неположенные выплаты заработной платы (денежного содержания, довольствия);

— прочие сверхнормативные расходы.

1) расходование средств на мероприятия, не предусмотренные перечнем мероприятий, утвержденных целевой программой;

2) для проведения торжественных (праздничных) мероприятий приобретались тематические поздравительные открытки, подарки, призы в объёме, превышающем фактическое (утвержденное) количество получателей в разы.

3) принятие и оплата фактически не выполненных работ, не оказанных услуг.

Значительное место в общем объеме занимают нарушения, связанные с начислениями и выплатами по оплате труда, а также при расчетах с подотчетными лицами.

1) были выявлены случаи необоснованного, неправомерного начисления и выплаты заработной платы работникам учреждений, в том числе их руководителям;

2) не соблюдаются нормы оплаты командировочных расходов – суточные, расходы на проезд, а в ряде случаев они вообще в учреждении не установлены (не утверждены);

3) представлены в качестве подтверждения первичные документы, по которым установлено, что расходование денежных средств не производилось (проездные билеты на автотранспорт, товарные чеки);

4) также выявлялись случаи неправомерного возмещения должностным лицам расходов по оплате административных штрафов, в результате привлечения их к административной ответственности.

Следует отметить, что помимо выявления фактов уже допущенных нарушений КСП проводится работа по их предотвращению.

Так, в результате контрольных мероприятий было предотвращено избыточное расходование средств бюджета в виде уменьшения кредиторской задолженности по еще не оплаченным счетам (за фактически невыполненные строительно-монтажные работы, за товар, фактическая потребность в котором отсутствовала или была неправомерно завышена).

Следующий вид нарушений, встречающихся при проверках — неэффективное использование учреждением бюджетных средств и имущества

Применение понятия "неэффективное использование бюджетных средств", конечно же, не беспочвенно. По сути, квалифицируя таким образом действия должностных лиц учреждения констатируется нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ.

Указание на подобное нарушение в материалах проверок нередко становится основанием для привлечения соответствующих должностных лиц к дисциплинарной ответственности, принятия иных кадровых, организационных решений.

Именно поэтому каждое решение руководителя учреждения, связанное с расходованием денежных средств, должно быть обоснованно с экономической точки зрения, а по возможности и подкреплено соответствующими расчетами.

Помимо эффективности использования денежных средств, при проведении проверок уделяется пристальное внимание и вопросу эффективного использования муниципального имущества, принадлежащего учреждениям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Анализ результатов нашей работы позволяет разделить нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств и имущества на следующие группы:

1) не применение правовых механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 01.01.2001 N 94-ФЗ и направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, защиту интересов заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных контрагентов.

К таким механизмам, в частности, относятся: установление требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) или обеспечения исполнения контракта; включение в контракты условий об ответственности контрагентов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

Кроме того, в качестве обстоятельств, способствующих неэффективному использованию бюджетных средств, могут рассматриваться: необоснованное включение в контракты условий об авансовых платежах, неприменение механизма поэтапной приемки товаров (работ, услуг).

Само по себе неприменение перечисленных выше мер не может рассматриваться в качестве неэффективного использования бюджетных средств, однако в случае нанесения недобросовестным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вреда интересам заказчика неприменение этих мер может рассматриваться как признак неэффективного использования бюджетных средств, а в ряде случаев нанесение ущерба в виде упущенной выгоды.

Так, при проведении проверки в одном из структурных подразделений администрации муниципального образования Ейский район было выявлено, что муниципальный контракт подписан с нарушением условий, определенных этим же контрактом – предоставление обеспечения исполнения контракта (в данном случае Подрядчик выбрал способ обеспечения в виде банковской гарантии). Срок банковской гарантии был меньше срока добросовестного исполнения договорных обязательств. Работы были исполнены со значительным нарушением сроков (обеспечение исполнения обязательств по контракту обеспечивает сроки и качество выполнения работ).

Учитывая безусловный характер взыскания денежных средств, при наличии достаточного обеспечения исполнения контракта, бюджет понес значительные убытки в виде упущенной выгоды — более 2 млн. рублей. Возможность взыскания суммы обеспечения была упущена Заказчиком.

2) Расходование средств для получения требуемого результата с превышением необходимого (возможного) объема затрат:

— приобретение товаров (работ, услуг) по ценам, значительно превышающим среднерыночные;

— значительное превышение расходов на поддержание объектов в состоянии, пригодном к эксплуатации (ремонт), над стоимостью приобретения новых аналогичных объектов;

— приобретение материальных ценностей сверх норм обеспечения (расходования, списания);

— осуществление налоговых платежей, сверх необходимого – например, связанных с закреплением за учреждением излишнего (не используемого) имущества или сверхнеобходимого;

3) расходование средств без достижения требуемого (заявленного) результата:

— приобретение материальных ценностей, необходимость в которых отсутствует или наступит по истечении значительного промежутка времени;

— неиспользование приобретенного имущества по различным причинам (отсутствие специалистов, необходимых для эксплуатации имущества; отсутствие средств, необходимых для ввода объектов в эксплуатацию; отсутствие средств на ремонт, приобретение расходных материалов; некомплектность и т. п.);

6) перечисление авансов тем контрагентам, по которым в учете учреждений числится непогашенная дебиторская задолженность, и, наоборот, непогашение учреждениями в установленные сроки кредиторской задолженности при наличии соответствующих денежных средств.

Специалистами контрольно-счетной палаты особое внимание уделяется контролю за полным освоением бюджетных средств, утвержденных бюджетом. Неполное, частичное освоение утвержденных бюджетной росписью ассигнований приводит к отвлечению и в результате:

по одним видам расхода остаются неосвоенные бюджетные средства;

по другим же неизбежно образование кредиторской задолженности и как следствие неэффективное расходование бюджетных средств — уплата судебных издержек, штрафов, пеней.

В результате чего данные нарушения классифицируются как «неэффективное» на этапе планирования расходов.

Это тенденция хорошо прослеживается при финансировании целевых программ. Порою, средства, утвержденные программными мероприятиями и включенные в бюджет текущего года, не соответствуют фактической потребности, либо не осваиваются из-за отсутствия необходимых документов.

Нарушения организации и ведения бухгалтерского учета

При проведении проверок выявляются нарушения и недостатки в части не соблюдения норм и требований бухгалтерского (бюджетного) законодательства, а также правовых актов муниципального образования Ейский район.

— отсутствие в учреждениях учетной политики по организации и ведению бухгалтерского учета;

— нарушение основных требований к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской документации;

В частности выявляются случаи отсутствия должного учёта по приносящей доход деятельности, либо учет ведется не специалистами. В результате: допущены нарушения:

при начислении заработной платы учителям (фактически начисленная заработная плата не соответствует условиям прописанным в договорах заключенных с преподавателями);

при расчетах с потребителями услуг (учет велся по кассовым поступлениям, отсутствовал контроль за полнотой поступления доходов, что не позволяет провести анализ и установить реальный размер недополученных доходов в денежном эквиваленте);

при применении утвержденных тарифов (недополучены доходы, предоставлялись услуги, не утвержденные перечнем).

— нарушение требований по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операции;

Например, нарушаются сроки предоставления сведений в карты учета муниципального имущества, не соблюдается порядок учета имущества, отнесенного к категории особо ценного движимого имущества. Не определен в учреждении порядок учета и списания основных средств и материальных запасов — отсутствует комиссия, документы не оформляются, либо оформляются с нарушениями сроков и требований к их оформлению, не ведется учет на забалансовых счетах и пр. В эксплуатацию принимаются объекты, которые при отсутствии ряда дополнительных работ не могут эксплуатироваться и наоборот, готовые к эксплуатации объекты до настоящего времени числятся в учете как капитальные вложения, не переданы конкретному пользователю, не учитываются в составе муниципального имущества, а также не зарегистрировано право собственности в соответствии с установленным законом (правовыми актами) порядке.

Читайте также:  Нужен ли сейчас знак шипы на автомобиле

При этом отсутствует возможность распоряжения вновь созданным (восстановленным) имуществом в целях получения дополнительных доходов в бюджет и в целом контроля за его использованием.

— несоответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета;

(данные материальных отчетов фактически не соответствуют данным первичных учетных документов, что приводит к искажению бухгалтерского учета и отчетности)

— нарушение требований по оформлению хозяйственных операций с денежными средствами и документами;

(отсутствие разрешительной подписи руководителя или уполномоченного на то лица; к учету принимаются документы, в которых отсутствует расшифровка товаров, услуг, а указана только общая сумма; акты не содержат перечень выполненных работ; первичные документы составлены датой позднее даты утверждения бухгалтерских регистров)

— превышение лимита расчета наличными денежными средствами по оплате за товары, работы и услуги с юридическими лицами;

— нарушения требований по обязательной инвентаризации имущества и обязательств в случаях предусмотренных законодательством РФ;

Нарушения в ведении бухгалтерского бюджетного учета приводят к искажению данных на счетах бухгалтерского учета и соответственно искажение бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Надеемся, что информация, представленная нами на данном рабочем совещании, не останется без внимания и окажется полезной для Вас, а также поможет Вам устранить имеющиеся недостатки учета и не допускать их в будущем.

Неправомерное использование бюджетных средств

1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Анализ судебной практики: нецелевое использование бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

3. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 406-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 306.4 БК РФ

Комментируемая статья устанавливает первый из пяти составов бюджетных нарушений — нецелевое использование бюджетных средств.

В силу статьи 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

"Внимание!"
В отношении единого толкования нецелевого использования бюджетных средств Минфин России в Письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763 сообщил, что определение данного понятия содержится в БК РФ.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

При этом для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.

Таким образом, определение нецелевого использования бюджетных средств, представленное в статье 306.4 БК РФ, по мнению Минфина России, является достаточным.

Как пояснено в Письме Минфина России от 11.03.2014 N 02-10-10/10495, анализ правоприменительной практики, сложившейся к настоящему времени, показывает, что выявляемые органами государственного (муниципального) финансового контроля случаи нецелевого использования бюджетных средств обусловлены неправомерными действиями в процессе принятия и (или) исполнения бюджетных обязательств.

При однократном совершении нецелевого использования бюджетных средств, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, назначение уполномоченного по бюджету является излишним.

Вместе с тем, при повторном совершении указанного нарушения санкции, предусмотренные КоАП РФ в отношении виновного лица, должны быть ужесточены.

Учитывая изложенное, Минфином России подготовлены поправки к Кодексу о признании утратившей силу части 2 статьи 306.4 Кодекса, а также предложения по внесению изменений в КоАП, предусматривающие отдельный состав административного правонарушения в виде повторного в течение года совершения нецелевого использования бюджетных средств и устанавливающих административную ответственность за него в виде дисквалификации должностных лиц на срок от двух до трех лет.

"Официальная позиция"
В Письме от 10.06.2014 N 02-10-11/27990 Минфин России разъяснил, что главные распорядители (распорядители) бюджетных средств исходя из полномочий, предусмотренных статьей 158 БК РФ, составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета, обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В связи с этим главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут допустить только нарушение процедур, установленных в целях реализации указанных полномочий, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность статьями 15.15.3-15.15.6, 15.15.9, 15.15.11, 15.15.14, 15.15.15 КоАП РФ и (или) выносится предписание о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Таким образом, в ходе реализации должностными лицами полномочий главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств нецелевое использование бюджетных средств не допускается.

Минфином России ведется работа по внесению поправок в проект федерального закона N 529548-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", предусматривающих применение положений пункта 1 статьи 306.4 БК РФ только к получателям бюджетных средств.

"Судебная практика"
Поскольку глава 30 БК РФ введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ вместо главы 28 и действует сравнительно недавно, судебная практика относительно ее применения еще не наработана.

В связи с этим при применении статьи 306.4 БК РФ необходимо учитывать подходы судов, сформировавшиеся относительно применения статьи 289 БК РФ, посвященной нецелевому использованию бюджетных средств до вступления в силу Закона N 252-ФЗ.

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 N А56-20858/2013 суд указал, что по смыслу статьи 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 30.01.2014 N А63-3948/2013 суд указал, что по смыслу статьи 289 БК РФ нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием нецелевого использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 N А26-6563/2013 суд отметил, что в соответствии со статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.

Читайте также:  Оспаривание сделок при банкротстве физического лица

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.01.2014 N А21-9377/2012 отметил, что по смыслу статьи 289, пунктов 1 и 3 статьи 78 БК РФ любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Судом на основании заключения эксперта установлено ненадлежащее расходование ТСЖ бюджетных средств (субсидии) за фактически не выполненные работы, а значит, средства субсидии не были использованы ТСЖ на выполнение работ, состав которых определен договором с ТСЖ.

Как заключил ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 29.11.2013 N Ф03-5907/2013, суд отметил что исходя из смысла статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 03.10.2013 N А22-3092/2012 пришел к выводу, что по смыслу статьи 289 БК РФ нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 17АП-10972/2013-АК суд пришел к выводу, что при достижении цели бюджетного финансирования денежные средства не могут считаться использованными не по целевому назначению, отметив, что данный вывод соответствует и положениям статьи 289 БК РФ, из буквального содержания которой следует, что санкции в соответствии с данной статьей могут применяться в случаях, когда денежные средства направлены на иные цели, нежели цели, установленные при получении средств.

Как указал ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 13.05.2013 N А53-26659/2012, по смыслу статьи 289 БК РФ нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Консультации и комментарии юристов по ст 306.4 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 306.4 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 71 “Расчеты с подотчетными лицами” (А-П). Аналитический учет по счету ведется по каждому подотчетному лицу. После выдачи денег работнику, бухгалтер составит проводку:

Дебет 71 – выданы деньги под отчет

Списание израсходованных подотчетных сумм производится на основании утвержденного авансового отчета и отражается по кредиту счета 71.

СПИСАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Вид расхода Проводка
− приобретено имущество Д 10 (08, 41) – оприходованы материалы (основные средства,

К 71 товары), приобретенные подотчетным лицом

При покупке ценностей в розничной торговле работник должен представить в бухгалтерию товарный чек или накладную и чек контрольно-кассовой машины (ККМ).

− расходы связаны с нуждами основного, вспомогательного или обслуживающего производств Д 20 (23, 29) – списаны расходы подотчетного лица на затраты

К 71 основного (вспомогательного, обслуживающего)

− расходы связаны с управленческой деятельностью Д 25 (26) – оплачены подотчетными лицами общепроизводственные

К 71 (общехозяйственные) расходы.

− расходы связаны с продажей готовой продукции или товаров Д 44 – учтены в расходах на продажу затраты подотчетных лиц − расходы на мероприятия непроизводственного характера (например, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений и т.п.): Д 91 – учтены в составе прочих расходов затраты подотчетного

СПИСАНИЕ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ

Цель командировки Проводка
− покупка, доставка основных средств (оборудования, автомобилей и т.п.) Д 08 – списаны затраты по командировке, связанной с покупкой,

К 71 доставкой основных средств

− покупка, доставка материалов Д 10 – списаны затраты по командировке, связанной с покупкой,

К 71 доставкой материалов

− покупка, доставка товаров Д 41 – списаны затраты по командировке, связанной с покупкой,

К 71 доставкой товаров

− заключение договоров о продаже продукции, изучение рынков сбыта в других регионах, участие в выставках Д 44 – списаны затраты по командировке, связанной с продажами − участие в обучающих семинарах, собраниях акционеров, другие цели, связанные с производственной деятельностью Д 26 – списаны затраты по командировке, необходимой для

К 71 управленческих нужд организации

− гарантийный ремонт ранее проданной продукции (если создан резерв на гарантийный ремонт) Д 96 – списаны затраты по командировке, связанной с возвратом,

К 71 транспортировкой бракованной продукции

− командировка непроизводственного характера (например, проверка летнего лагеря, находящегося на балансе предприятия) Д 29 (91) – списаны затраты по командировке, непосредственно не

К 71 связанной с производственной деятельностью пред-

− устранение последствий чрезвычайных ситуаций Д 91 – списаны затраты по командировке, связанной с

К 71 устранением последствий чрезвычайной ситуации

Если у работника остался неизрасходованный остаток аванса, то в течение 3-х дней, отведенных для составления авансового отчета, он должен быть возвращен в кассу по приходному кассовому ордеру. В бухгалтерском учете такая операция оформляется проводкой:

Д 50 – возвращен в кассу остаток аванса от подотчетного лица

Если сотрудник обоснованно израсходовал деньги на сумму большую, чем выданный аванс, то сумма перерасхода возмещается ему из кассы организации на основании утвержденного авансового отчета.

Неправомерное расходование денежных средств

Эта операция оформляется проводкой:

Д 71 – возмещены сотруднику расходы, превышающие сумму выданного аванса

Если работник не возвратил подотчетную сумму в установленный срок, то в течение месяца (срок исковой давности) по распоряжению руководителя предприятия она должна быть удержана из заработной платы работника. Данная операция оформляется проводками:

Д 94 – отражена не возвращенная в срок подотчетная сумма

Д 70 – удержана из заработной платы работника невозвращенная подотчетная сумма

Пока не сданная в срок сумма числится за работником, она расценивается как предоставленный ему заем. В то случае должна быть исчислена материальная выгода от использования заемных средств. Если же долг будет списан за счет средств организации, то эту сумму нужно включить в совокупный доход работника и удержать с нее налог на доходы физических лиц.

Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

ведется на счете 73 “Расчеты с персоналом по прочим операцияфм” (А − П). К счету могут быть открыты субсчета: 73-1 “Расчеты по предоставленным займам”;

73-2 “Расчеты по возмещению материального ущерба”;

73-3 “Расчеты за товары, предоставленные в кредит”;

73-4 “Расчеты по страхованию” и др.

Действующее законодательство РФ не содержит понятия "неправомерное расходование бюджетных средств", однако квалификация различными контрольными органами выявленных нарушений в качестве "неправомерных" — довольно распространенный случай. Из этого можно сделать вывод, что под "неправомерным расходованием" подразумевается расходование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства, то есть термин "неправомерное расходование" является синонимом термина "незаконное использование".

К указанным нарушениям можно отнести, в частности:
— осуществление авансовых платежей сверх установленного размера;
— использование бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами;
— переплаты и неположенные выплаты заработной платы (денежного содержания, довольствия);
— сверхнормативные расходы (кроме переплат и неположенных выплат заработной платы (денежного содержания, довольствия).

Обратите внимание: согласно ч. 4 Указа Президента РФ от 25.06.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Необходимо отметить, что на практике данная норма не всегда является работоспособной. Например, в настоящее время в связи с отменой с 01.01.2010 ст. 231 БК РФ отсутствует правовой механизм возмещения средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению. При выявлении указанных нарушений контрольные органы вынуждены ограничиваться привлечением должностных и юридических лиц к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. Также не допускается взыскание с работников излишне выплаченных сумм заработной платы (денежного содержания, довольствия), за исключением случаев, установленных ст.

Неправомерное использование бюджетных средств, порядок учета и наказания

Предупреждения нарушений посре-вом инф-разъяснит.мероприятий.

Дата добавления: 2015-07-21; просмотров: 135; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Не дают справку 2 ндфл что делать
Несмотря на то, что обязанность работодателя (налогового агента) выдавать справки 2-НДФЛ (утв. Приказ ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ )...
Мфо домашние деньги закрытие
Суд арестовал основателя крупнейшего микро-банка «Домашние деньги». В прошлом году МФО не исполнила обязательства перед клиентами, и ЦБ исключил ее...
Мхк что за предмет в школе
Шульгина, Дарья Павловна — Шульгина Дарья Павловна Портрет русский искусствовед, культуролог, историк, специалист по архитектуре эклектики. Дата рождения: 11 мая...
Не оригинальный или неоригинальный
Как отличить оригинальные запчасти от неоригинальных? Вопрос выбора автозапчастей для многих владельцев иномарок — сложный и болезненный. Всякий раз, когда...
Adblock detector