Регистр соглашений и коллективных договоров

Регистр соглашений и коллективных договоров

Территории, на которых действуют коллективные договора, соглашения

Количество коллективных договоров

Охват организаций коллективными договорами, в % к общему числу организаций РК

Количество соглашений, из них:

по социально-экономическим вопросам

Республика Коми – всего,

Здравоохранение (1); образование (1); культура (1); АПК (2); гос. учреждения (3); лесное хозяйство (1).

Тарифные: жкх (1); автотранспорт (1); дор. хоз-во (1).

образование (7); культура (2).

"Об утверждении Положения о Регистре соглашений и коллективных договоров"

Документ по состоянию на август 2014 г.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

Утвердить Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров согласно Приложению.

Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК

Приложение
к Постановлению
Минтруда России
от 10 октября 2003 г. N 68

1. Регистр соглашений и коллективных договоров (далее — Регистр) является банком данных о соглашениях и коллективных договорах, регулирующих социально-трудовые отношения на всех уровнях системы социального партнерства, прошедших уведомительную регистрацию.

2. Регистр ведется в целях:

создания единой информационной базы данных о соглашениях и коллективных договорах;

совершенствования процедур уведомительной регистрации соглашений и коллективных договоров;

контроля за выполнением соглашений и коллективных договоров;

сбора и анализа информации о соглашениях, заключаемых на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях, и о коллективных договорах, заключаемых в организациях всех форм собственности;

изучения и обобщения опыта субъектов Российской Федерации в сфере коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

3. Структура Регистра соответствует уровням системы социального партнерства, установленной законодательством, и включает в себя:

а) федеральный уровень, в который входят:

генеральные соглашения, их регистрационные карты;

отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне, их регистрационные карты;

региональные соглашения, их регистрационные карты;

сведения о количестве соглашений, заключенных на федеральном, региональном и территориальном уровнях;

сведения о количестве коллективных договоров, заключенных в организациях, и об их распределении по отраслям экономики и формам собственности в субъектах Российской Федерации;

аналитические материалы и информация о перечне законодательных актов по вопросам социального партнерства, разрабатываемых и принятых субъектами Российской Федерации;

утратившие силу оригиналы генеральных соглашений, отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне, а также копии региональных соглашений и дополнительные сведения об указанных соглашениях, включая информацию о результатах их выполнения;

б) региональный уровень, в который входят:

региональные соглашения, их регистрационные карты;

территориальные соглашения, их регистрационные карты;

отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на региональном, территориальном уровнях, их регистрационные карты;

регистрационные карты коллективных договоров;

сведения о количестве соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровнях;

сведения о количестве коллективных договоров, заключенных в организациях, и об их распределении по отраслям экономики и формам собственности в субъекте Российской Федерации;

в) территориальный уровень, в который входят:

территориальные соглашения, их регистрационные карты;

отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на территориальном уровне, их регистрационные карты;

коллективные договоры, заключенные в организациях, их регистрационные карты;

сведения о количестве отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на территориальном уровне;

сведения о количестве коллективных договоров, заключенных в организациях, и об их распределении по отраслям экономики и формам собственности на территориальном уровне;

г) уровень организации, в который входят:

4. Информация о соглашениях, заключенных на региональном и территориальном уровнях, коллективных договорах с разбивкой по отраслям экономики и формам собственности, а также тексты и регистрационные карты региональных соглашений представляются органами по труду субъектов Российской Федерации в Минтруд России для создания единой информационной базы данных о соглашениях и коллективных договорах.

Читайте также:  Ооо это государственная организация или нет

5. Регистр ведется на русском языке в электронном виде (на машиночитаемых магнитных носителях) и в документальном виде (на бумажных носителях).

6. Регистр ведется с использованием автоматизированной информационно-аналитической системы социального партнерства в Российской Федерации (далее — АИАС "Социальное партнерство"). Взаимодействие пользователей осуществляется с помощью автоматизированных рабочих мест (далее — АРМ).

В состав АИАС "Социальное партнерство" входит программное обеспечение следующих автоматизированных рабочих мест:

АРМ "Генеральное соглашение";

АРМ "Тарифные соглашения";

АРМ "Региональные соглашения";

АРМ "Коллективные договоры";

АРМ "Администратор базы данных".

8. Ведение Регистра включает в себя:

внесение текстов соглашений и коллективных договоров;

ведение реестра соглашений и коллективных договоров, представляющих собой перечень всех заключенных и прошедших уведомительную регистрацию соглашений и коллективных договоров на определенную дату и основные сведения о них;

ведение регистрационных карт соглашений и коллективных договоров;

ведение реестра регистрационных карт соглашений и коллективных договоров;

внесение сведений о количестве соглашений, заключенных на всех уровнях социального партнерства;

внесение сведений о количестве коллективных договоров, заключенных в организациях, и об их распределении по отраслям экономики и формам собственности;

внесение дополнительных сведений с учетом отраслевой специфики.

9. Соглашения, коллективные договоры, прошедшие уведомительную регистрацию, и сведения о них вносятся в Регистр в электронном виде. Учет ведется нарастающим итогом по факту уведомительной регистрации.

10. На соглашения, коллективные договоры заводятся регистрационные карты, формы которых предусмотрены Приложениями N 1 — 4 к настоящему Положению.

11. При необходимости внесения изменений в регистрационные карты соглашений, коллективных договоров они подлежат замене. При этом в новую регистрационную карту соглашения, коллективного договора вносятся сведения о произведенной замене.

Приложение N 1
к Положению
о Регистре соглашений и
коллективных договоров,
утвержденному Постановлением
Минтруда России
от 10 октября 2003 г. N 68

РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТА ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОГЛАШЕНИЯ

Приложение N 2
к Положению
о Регистре соглашений и
коллективных договоров,
утвержденному Постановлением
Минтруда России
от 10 октября 2003 г. N 68

РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТА ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ

Приложение N 3
к Положению
о Регистре соглашений и
коллективных договоров,
утвержденному Постановлением
Минтруда России
от 10 октября 2003 г. N 68

РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТА РЕГИОНАЛЬНОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО) СОГЛАШЕНИЯ

Приложение N 4
к Положению
о Регистре соглашений и
коллективных договоров,
утвержденному Постановлением
Минтруда России
от 10 октября 2003 г. N 68

8. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЙ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ

Контроль выполнения соглашений осуществляется сторонами социального партнерства и областными (республиканскими, краевыми) трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений. Итоги выполнения соглашений рассматриваются ежегодно.

В настоящее время особое внимание региональные трехсторонние комиссии уделяют вопросам регулирования социально-трудовых отношений, оплаты труда и уровня жизни населения, развитию рынка труда и содействия занятости, охраны труда и экологической безопасности.

В целях усиления контроля за исполнением требований трудового законодательства в части повышения зарплаты и своевременности ее выплаты во всех регионах создаются межведомственные комиссии по погашению задолженности по зарплате, в состав которых входят представители органов исполнительной власти, объединений работодателей, объединений профсоюзов, Государственной инспекции труда и др. Аналогичные комиссии необходимо создавать во всех муниципальных образованиях.

Читайте также:  Как прописать иностранца в квартире в россии

Региональные трехсторонние комиссии проверяют также вопросы реализации приоритетных национальных проектов, эффективность проведения в регионе инвестиционной деятельности, социальных последствий введения в действие Жилищного кодекса РФ, обеспечения занятости молодежи.

При осуществлении контроля представители сторон должны представлять друг другу соответствующую информацию.

Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность сторон социального партнерства. Административной ответственности подлежат должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В КоАП РФ предусмотрены составы административных правонарушений, связанных с нарушением норм о социальном партнерстве и практике их применения, а также обозначен круг государственных органов и их должностных лиц, имеющих право применять административные наказания в виде штрафов.

Так, если представители сторон уклоняются от участия в коллективных переговорах по заключению соглашения, коллективного договора или неправомерно отказываются от подписания согласованных документов, то они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном федеральным законом. Лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, также подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном федеральным законом.

Уклонение работодателей от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собраний работников для выдвижения требований или создания препятствий проведению таких собраний, влечет за собой наложение административного штрафа.

Органами, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, являются федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы. К таким органам относятся также Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

Федеральная инспекция труда является единой централизованной системой государственных органов, которые призваны осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми физическими лицами и организациями.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федеральной инспекции труда имеют право следующие должностные лица:

главный государственный инспектор труда РФ и его заместители;

главный государственный правовой инспектор труда РФ;

главный государственный инспектор по охране труда;

руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители по правовым вопросам и по охране труда;

главные государственные инспекторы труда и государственные инспекторы труда;

руководители государственных инспекций труда и их заместители по правовым вопросам и по охране труда;

начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители по правовым вопросам и по охране труда;

главные государственные инспекторы труда и государственные инспекторы труда.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами в пределах компетенции соответствующего органа. Следует отметить, что наряду с привлечением к административной ответственности должностные лица и работники организации, виновные в нарушении законодательства о социальном партнерстве, могут привлекаться также и к дисциплинарной ответственности.

Специалисты отмечают, что в настоящее время особенностью социального партнерства является значительная дифференциация форм и методов взаимодействия сторон: от активной позиции профсоюзов в отстаивании прав трудящихся и развития социального диалога в организациях – до игнорирования интересов трудящихся и неприятия профсоюзов. Этим и объясняется то обстоятельство, что социальный диалог пока еще не везде стал основным принципом регулирования социально-трудовых отношений.

Читайте также:  Как считаются дни в сизо до суда

В этих условиях важной задачей государства является осуществление мониторинга состояния социального партнерства в целях получения представления об имеющихся проблемах и принятия соответствующих мер.

Важным направлением такой деятельности является формирование единой электронной базы данных о заключенных соглашениях и коллективных договорах (федеральных, отраслевых, региональных и на уровне организаций).

В этих целях Федеральной службой по труду и занятости с учетом опыта Германии организован автоматизированный сбор информации о заключенных договорах и соглашениях в территориях, регионах и отраслях. Эти сведения систематизируются в Федеральном регистре соглашений и коллективных договоров.

Регистр предусматривает работу на федеральном и региональном уровнях.

В рамках Федерального регистра действуют:

автоматизированная информационно-аналитическая система социального партнерства (АИАС «Социальное партнерство») и файловая структура документов, используемых при работе АИАС;

база данных коллективных договоров и соглашений в электронной и бумажной формах;

депозитарий оригиналов отраслевых соглашений.

В составе Федерального регистра разработан ряд автоматизированных рабочих мест (АРМ).

АРМ «Генеральное соглашение» предназначено для сбора и обработки информации о реализации генерального соглашения.

АРМ «Тарифные соглашения» предназначено для введения соглашений, заключенных на федеральном уровне. Соглашения содержат количественные, экспертно-справочные и информационно-аналитические показатели, которые могут при необходимости обрабатываться и формироваться в виде выходных печатных документов. Например, можно получить следующие печатные формы:

расчетные значения минимальных тарифных ставок рабочих по отраслям, отношение минимальных тарифных ставок к прожиточному минимуму;

список представителей сторон работодателей отраслевых профессиональных тарифных соглашений;

список профсоюзов, органы которых являются представителями сторон отраслевых соглашений и др.

АРМ «Региональные соглашения» и АРМ «Коллективные договоры федерального уровня» предназначены для автоматизации ведения базы региональных соглашений и коллективных договоров.

АРМ «Администратор базы данных» предназначено для систематизации сведений о состоянии социального партнерства в РФ, о субъектах, участвующих в договорном регулировании социально-трудовых отношений, о нормативной и правовой базе социального партнерства и др.

Таким образом, в настоящее время в РФ на федеральном и региональных уровнях в основном создана система социального партнерства, сформированы его основные институты, нормативно-правовая база и система контроля, позволяющие вести диалог по достижению оптимального баланса интересов работников, работодателей и общества в целом.

Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в 2007 г. только 65 % предприятий и организаций заключили коллективные договоры. Максимальное количество коллективных договоров заключается на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности. По отраслям экономики наибольшее количество договоров заключено в промышленности, здравоохранении, культуре, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве. Менее активно идет процесс заключения коллективных договоров в отраслях, основная доля предприятий которых относится к частной форме собственности (строительство, торговля и общественное питание).

Основными факторами, сдерживающими развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, являются:

отсутствие должной инициативы во вновь создаваемых организациях, а также в организациях малого и среднего бизнеса, где не сформированы представительные органы социального партнерства;

отсутствие на многих предприятиях профсоюзных организаций;

неустойчивое финансовое положение ряда организаций;

нежелание многих работодателей брать на себя социальные обязательства в условиях экономической нестабильности;

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector