Штраф за нарушение конкуренции

Штраф за нарушение конкуренции

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: ужесточение или совершенствование государственных мер?

Коллектив авторов, VEGAS LEX

Исторически так сложилось, что главным побудительным мотивом к развитию рыночных отношений и конкуренции в России является вовсе не сознательность самих субъектов и не экономические факторы, влияющие на их рыночное поведение, а меры принуждения, которые могут быть применены государством при выявлении нарушений антимонопольного законодательства.

Правительство РФ считает, что «действенность антимонопольного регулирования во многом обусловлена мерами ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и эффективностью их применения. Усиление ответственности за совершение действий, ограничивающих конкуренцию, а также организация взаимодействия антимонопольного и правоохранительных органов будут способствовать не только пресечению правонарушений, но и их профилактике. При этом чрезмерное ужесточение регулирования может оказать отрицательное воздействие на состояние конкурентной среды, снижая стимулы для предпринимательской деятельности и ограничивая эффективные для экономического развития деловые практики» [1] .

Вместе с тем по поручению Правительства разработаны изменения и дополнения в Федеральный закон «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ, так называемый «второй антимонопольный пакет». Вступление в силу новых положений планируется осенью — зимой текущего года. Предлагаемые поправки касаются и участников рыночных отношений, и чиновников. Однако ужесточение ответственности хозяйствующих субъектов в виде значительных штрафных санкций является наиболее острой и актуальной проблемой для рыночного сектора экономики.

Административная ответственность: сегодня и завтра

Громкие анонсы газетных передовиц о привлечении ФАС России к ответственности нефтяных компаний или других крупных участников рынка в виде оборотных штрафов, исчисляемых миллиардами рублей, давно перестали удивлять и вызывают лишь спортивный интерес: есть ли суммовой предел, который антимонопольная служба готова установить. Скорее, это похоже на соревнования по прыжкам в высоту, нежели на конструктивные меры государства, направленные на защиту конкуренции на отдельно взятом товарном рынке.

Никто из нас уже не задумывается о том, что политика «жестких» мер к участникам рынка применяется относительно недавно: соответствующие поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях РФ только Федеральным законом № 45–ФЗ от 09.04.2007 года, вступившим в силу 13.05.2007 г. А до принятия этого закона максимальный размер штрафа за нарушение предписания антимонопольного органа не превышал 500 000 рублей.

Разработка действующих положений Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и системы санкций за нарушение антимонопольного законодательства проводилась с целью снижения рецидивности нарушений путем усиления ответственности участников рынка за его несоблюдение, что, соответственно, должно было способствовать экономическому росту и препятствовать необоснованному росту цен.

В итоге глава 14 КоАП РФ была дополнена в 2007 г. тремя статьями: 14.31 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке», 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий» и 14.33 «Недобросовестная конкуренция». Санкции за указанные правонарушения для должностных лиц не превышали 20 000 рублей. При этом новеллой считалось введение штрафных санкций в размере от 1% до 15% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение. Предельный размер возможного штрафа ограничен 2% совокупного годового размера выручки и 4% — для компаний, уличенных в заключении соглашений (совершении согласованных действий), ограничивающих конкуренцию. Указанная разница устанавливается для обоих составов в размере 2% совокупного размера выручки правонарушителя. При этом законодатель вводит и минимальный размер штрафа — 100 000 рублей.

Разработан также дифференцированный подход при определении размера «оборотного» штрафа в зависимости от разме ра выручки хозяйствующего субъекта для всех составов правонарушений, предусматривающих его наложение. Так, если сумма выручки правонарушителя от реализации товаров (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение, превышает 75% совокупного размера его выручки от реализации всех товаров, то размер «оборотного» штрафа будет исчисляться в размере от 0,003 до 0,03 размера выручки на рынке, на котором совершено правонарушение. При этом «вилка» штрафа не изменяется по сравнению с общим положением: не более 2% от выручки, но не менее 100 000 рублей.

Одновременно с введением административного штрафа за указанное правонарушение антимонопольная служба инициировала так называемую «программу смягчения наказания» (ст. 14.32 КоАП РФ). В соответствии с ней любой участник ограничивающего конкуренцию соглашения или согласованных действий мог быть освобожден от ответственности. Теперь ФАС России считает, что бизнес имел достаточно времени для раскаяния, и уже осенью намеревается ужесточить данную программу:

Предложенные поправки в КоАП РФ предусматривают также введение статьей 14.31 нового состава правонарушения: совершение хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным разбирательством. Мера ответственности, кроме штрафа для должностных лиц в размере до 20 000 рублей, предусматривает штраф для юридических лиц в размере от 300 000 до 1 млн рублей.

Необходимо отметить, что положения этой статьи не распространяются на компании, занимающие лидирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирования при доле менее 35%.

Также поправки предусматривают введение статьи 14.32 КоАП РФ в последней редакции, включающей новые признаки правонарушений. Так, правонарушением признается не только заключение недопустимого соглашения в соответствии с законодательством, но и участие в таком договоре, а также координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Очевидно, цель антимонопольной службы в данном случае — привлечение к ответственности лиц, не являющихся непосредственно сторонами указанных соглашений, но с использованием различных гражданско-правовых механизмов влияющих на конкурентную среду. В рамках проводимых круглых столов и совещаний с бизнес-кругами представители ФАС России неоднократно заявляли, что на практике формальная трактовка имеющейся нормы и включенные в нее признаки сознательного, волевого действия, направленного на заключение соглашения или совершение действия, позволяли хозяйствующим субъектам избежать ответственности. Речь, в частности, идет, о холдинговых и вертикально интегрированных компаниях. Таким образом, антимонопольная служба рассчитывает расширить субъектный состав правонарушения в целях привлечения всех субъектов так называемого картельного сговора к ответственности.

Еще одна новелла — включение в субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов. Безусловно, государство не вводит «оборотный» штраф за совершение правонарушения чиновниками, но вместе с тем впервые вводит для них штраф до 50 000 рублей либо дисквалификацию на срок до 3 лет.

Предполагается, что статья 4.5 КоАП РФ будет дополнена исключением из общего правила исчисления срока давности привлечения к административной ответственности для правонарушений в сфере конкуренции. По общему правилу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Поправка позволит ФАС России не торопиться и, как следствие, проводить расследования в отношении большего круга лиц без учета указанного времени, так как срок давности предлагается исчислять со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства. Цель данного нововведения очевидна: исключить одно из возможных оснований для обжалования постановлений ФАС России о привлечении к ответственности, а также увеличить процессуальный срок, в течение которого может быть легально проведена административная процедура, предусмотренная КоАП РФ.

«Оборотный» штраф

Применение штрафа в зависимости от суммы выручки правонарушителя при большой «вилке», предусмотренной законом, вызывает вопросы, каким образом, на основании каких документов ФАС России принимает решение, 1% или 15% от выручки должен заплатить хозяйствующий субъект.

Сложность и острота этого вопроса связана, в первую очередь, с тем, что ни один из нормативных актов (в том числе ФАС России) не принят в связи с введением «оборотного» штрафа. Смягчающие и отягчающие обстоятельства, предусмотренные КоАП РФ, в большей части рассчитаны для оценки действий физических лиц и, соответственно, не могут применяться ФАС России для расчета штрафа юридического лица. Как пояснил глава ФАС Игорь Артемьев [2] , чтобы избежать коррупции при установлении штрафа в пределах предусмотренной законом «вилки», были приняты специальные меры: «М ы учли, что при антимонопольных нарушениях существует очень много факторов, которые смягчают или отягощают вину. Велик диапазон возможного вреда. Какой-то предприниматель может раскаяться, возместить ущерб, сам заявить о нарушении в антимонопольные органы и т. д. Поэтому в развитие норм КоАП РФ об «оборотных» штрафах мы разработали методику расчета величины штрафа, которую и применяем. Оборотные штрафы по моему приказу выносятся только коллегиально, кроме того, утверждена специальная методика, по которой рассчитывается сумма штрафа».

Тем не менее, нельзя согласиться с утверждением г-на Артемьева об отсутствии оснований для беспокойства представителей бизнес-сообщества. Такая разница в минимальном и максимальном размере штрафа без четкой и ясной методики определения точного размера штрафа позволяет утверждать, что хозяйствующие субъекты не защищены от злоупотреблений чиновников. В том же интервью глава ФАС подчеркивает, что « в настоящий момент методика расчетов построена так, что используются минимальные коэффициенты. Мы сделали это сознательно, чтобы штрафы были уже ощутимыми, но щадящими».

Комментировать саму методику не представляется возможным, так как ФАС России не считает необходимым публиковать внутренний приказ, утверждающий эту разработку. К сожалению, только короткие комментарии чиновников в прессе позволяют представить принципы, на которых базируется методика.

Алексей Сушкевич, начальник Аналитического управления ФАС Россииуказывает [3] , что « в соответствии с действующей методикой при выявлении нарушения сначала высчитывается максимальный размер штрафа, который может быть наложен на компанию, — 15% от оборота. Затем полученная сумма делится на коэффициент 15. Полученная в результате сумма является одновременно и минимальной суммой штрафа (1%), и базовым коэффициентом для расчета окончательной суммы штрафа с учетом различных отягчающих и смягчающих обстоятельств. В соответствии с новой методикой для получения базового коэффициента максимальный штраф предлагается делить не на 15, а на 7,5. Соответственно, минимальный оборотный штраф увеличится с 1% до 2%, вырастут и надбавки за различные отягчающие обстоятельства».

Таким образом, формула «оборотного» штрафа получается следующая:

штраф = базовый штраф (15% от оборота * 7,5) * базовые коэффициенты

Что учитывается как отягчающие и смягчающие ответственность коэффициенты, их значение и арифметические действия при их подсчете ФАС России не раскрывает.

Между тем, механизм, разработанный и применяемый ФАС России, неясен и ее территориальным управлениям, так как до настоящего времени не все из них применяют нормы статьи КоАП РФ с «оборотными» штрафами. Из опубликованного антимонопольной службой отчета за 2008 г. следует, что в 2007 г. общая сумма штрафных санкций, примененных к хозяйствующим субъектам, составила 470,8 млн рублей, из них только 1 млн рублей взыскан как «оборотный» штраф. В 2008 г. из 13 288 млн рублей только 410 млн рублей составили штрафы по правонарушениям, не предусматривающим «оборотный» штраф. ФАС России, комментируя эту статистику, ссылается лишь на «отставание» своих территориальных управлений в правоприменительной практике новых составов КоАП РФ. Так, ответственность по статье 14.31 КоАП РФ в 2007 г. применяли 65% территориальных подразделений, а в 2008 г. — 82%. Аналогичное положение со статьей 14.32 КоАП РФ: 8% в 2007 г. и 51% в 2008 г.

Цифры не прибавляют оптимизма и подтверждают решительность ФАС России и ее территориальных органов максимально часто и повсеместно применять «оборотные» штрафы, даже в тех случаях, когда для защиты конкуренции на товарных рынках достаточно направления предписания антимонопольного органа и штрафа за его неисполнение — это максимум. Вместо предупредительных мер антимонопольная служба настроена применять штрафные санкции, которые не только создают для предприятий угрозу банкротства, но и вмешиваются в процессы формирования конкурентной среды, исключая объективно сильных игроков, а также навязывают систему ценообразования. Расширение перечня состава административных правонарушений, за совершение которых также предполагается наложение «оборотных» штрафов, даст возможность применять меры к более широкому кругу хозяйствующих субъектов разных отраслей экономики. Последовательность такой политики ФАС России позволяет сделать выводы, что государственное регулирование ценообразования в нерегулируемых отраслях экономики в ущерб экономически обоснованным и рыночным ценам производителей товаров (работ, услуг) может стать «хорошо забытым старым» времен СССР. В этой ситуации возникает только один вопрос — кто первый? Нефть, бензин, водка?

Уголовная ответственность

Меры уголовной ответственности за действия, связанные с ограничением конкуренции, впервые были введены в Уголовный кодекс РСФСР Законом РФ от 01.07.1993 г. № 5304-1 [4] , изменялись в связи с введением в силу Уголовного кодекса РФ. Санкции за нарушения предусматривали штрафы, а максимальный срок лишения свободы по составу без квалифицирующих признаков не превышал 5 лет. Применение уголовных мер не являлось распространенным явлением, и за время их действий суды вынесли не более 5 таких приговоров.

Новая редакция ст. 178 УК РФ разработана ФАС России совместно с МВД России и Минэкономразвития России. Она уже принята Федеральным Собранием РФ, последнее слово осталось за Президентом РФ. Учитывая единогласное принятие законопроекта в Госдуме, не возникает никаких сомнений, что осенью 2009 г. новые положения вступят в силу, и наступит новая «эра» взаимодействия ФАС России и правоохранительных органов. Никак иначе будущий период охарактеризовать нельзя, так как представленный законопроект ФАС России прямо указывал, что его целью является обеспечение реальной возможности применения данной статьи правоохранительными органами.

Новеллой по сравнению с предыдущими редакциями УК РФ в части конкуренции является включение признака рецидивности. Так, статья 178 УК РФ определяет, что преступлением признается неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб (более 1 000 000 рублей) гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере (более 5 000 000 рублей). Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности.

В качестве мер ответственности за указанные составы преступлений предусмотрены штрафы в размере до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 1 года либо без такового.

Статьей предусмотрены квалифицирующие составы, включающие в диспозицию указанные выше действия, причинившие особо крупный ущерб (3 000 000 рублей), либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере (25 000 000 рублей). За совершение этих преступлений полагается наказание в виде лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей. Максимальный срок лишения свободы по статье 178 УК РФ ограничен 7 годами.

Особое внимание обращает на себя пункт 3 Примечания к статье 178 УК РФ, предусматривающей независимо от положения Общей части Уголовного кодекса о деятельном раскаянии лица, совершившего преступление, дополнительные условия освобождения от ответственности за указанные в статье среднетяжкие и тяжкие преступления: способствование раскрытию преступления, возмещение причиненного ущерба или перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного в результате преступления, отсутствие в действиях иного состава преступления.

Практикующие адвокаты, несомненно, уже обратили внимание на тот факт, что еще до принятия этой нормы Верховный Суд РФ выразил мнение [5] о несоответствии проекта нормам действующего законодательства в части использования признака «неоднократности» для описания объективной стороны преступления. Верховный Суд РФ считает, что « содержащееся в законопроекте предложение установить в качестве условия наступления уголовной ответственности — предшествующее привлечение лица к административной ответственности противоречит концепции действующего УК РФ, который не предусматривает конструирования составов преступления с административной преюдицией. В соответствии с положениями Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением считается такое общественно опасное деяние, которое само по себе содержит все признаки состава преступления, независимо от того, привлекалось ли лицо, его совершившее, ранее к административной ответственности».

Обоснование ФАС России введения административной преюдиции со ссылкой на пункт 11 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» не является достаточным, так как понятие «систематическое осуществление монополистической деятельности» определяется как осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в порядке, установленном ФЗ «О защите конкуренции» (но не КоАП) более двух раз в течение трех лет.

Позиция судейского корпуса также отмечает, что при данной правовой конструкции не будет считаться достаточным факт выявления правонарушения, связанного с осуществлением монополистической деятельности. Для целей вменения факта совершения преступления по признакам статьи 178 УК РФ необходимо подтвердить факт привлечения лица к административной ответственности более двух раз в течение трех лет. Это обстоятельство будет иметь юридические последствия при условии, согласно которому лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (то есть статья 4.6 КоАП РФ).

Подводя итоги, отметим, что предложенные в 2009 г. ФАС России поправки о мерах административной и уголовной ответственности представляются «болезненными» или даже в некоторых случаях «смертельными» инструментами государственного понуждения без надежды на возможные рыночные экономические инструменты, способные с точки зрения экономической теории обеспечить свободную конкуренцию на товарных рынках. Государство, предпринимая очередной шаг по ужесточению мер ответственности, еще раз сигнализирует бизнес-сообществу о недоверии и уже сейчас готовится к активным боевым действиям.

[1] Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 г. № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации».

Принцип свободной конкуренции выступает одним из базовых в рамках законодательства о контрактной системе. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного товарного рынка, а также в сфере выполнения услуг или работ.

Правовое регулирование

Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Признаки ограничения конкуренции

В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года. К таким признакам относят:

  1. Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
  2. Любые воздействия на ход закупки.
  3. Согласованные действия нескольких участников.
  4. Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
  5. Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с заказчиком.
  6. Незаконное отклонение заявок.
  7. Нарушение порядка определения победителей.
  8. Установление заказчиком невыполнимых требований.
  9. Подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
  10. Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
  11. Ограниченный доступ для участников к закупочным мероприятиям.
  12. Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.

Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.

В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст. 24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения поставщика.

В процессе торгов недопустима деятельность, которая может привести к ограничению конкуренции по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135, а также иные действия, которые ограничивают численность участников, но не содержатся в п. 17 135-ФЗ.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

Согласно ч. 2 ст. 8 44-ФЗ конкуренция в закупочной сфере должна быть основана на соблюдении принципов добросовестной и свободной ценовой и неценовой конкуренции, а деятельность заказчика, которая направлена на необоснованное ограничение численности участников, прямо запрещена. Участникам должны быть предоставлены равные условия для участия в закупочной деятельности.

На основании рассмотрения решений по делам о рассмотрении жалоб на ограничение конкуренции можно сделать выводы, что заказчику следует принять такие меры для обеспечения добросовестной конкуренции:

  1. Прописать обоснованные требования к объекту закупки, которые отвечают объективным потребностям заказчика.
  2. Включить в закупочную документацию сведения о том, что к поставке допускаются товары от различных производителей.
  3. Обеспечить наличие в итоговом протоколе данных о том, что в закупке принимали участие несколько поставщиков.

В ходе проверочных мероприятий антимонопольной службой в пользу заказчика может играть выявление принципа эквивалентности товаров от нескольких производителей, что также говорит о том, что закупка проведена без нарушений; наличие официальных запросов от участников на разъяснение закупочной документации и пр.

Ответственность за ограничение: уголовная и административная

Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р. или до 50% от НМЦК.

Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:

  1. Штрафные санкции в размере до 500 тыс. р.
  2. Принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до года.
  3. Лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:

  1. Обращения на нарушения в закупочной документации можно подавать до окончания сроков подачи заявок.
  2. Если участник нашел нарушения в ходе закупочной процедуры, то обратиться в ФАС ему следует до подписания госконтракта с победителем.

Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:

  • данные заказчика (наименование, контакты и адрес);
  • сведения о заявителе (наименование или ФИО, контактные сведения, реквизиты) – это обязательное условие, так как анонимные обращения не рассматриваются);
  • сведения о закупке: ее номер в ЕИС;
  • информация о нарушениях со ссылками на законодательство;
  • список документов, которые подтверждают факт совершения нарушений заказчиком.

В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.

Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении. В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135. При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС. Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Юридический центр «Order Development» осуществляет защиту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при привлечении к административной ответственности надзорными органами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Юридический центр поможет избежать вынесения постановления об административном правонарушении по результатам проверки ФАС в области антимонопольного законодательства.

Цены на услуги юридической помощи при проверке ФАС

23
октября
Защита от штрафов ФАС, включая представление интересов организации в судебных и административных органах.
  • 60 000 руб. – 1 постановление
  • за последующие — 10 000 руб./шт
Читайте также:  Установление границ земельных участков

Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках.

На данный момент существует 5 законных способов ухода от административной ответственности по результатам проверки ФАС, позволяющих избежать наложения штрафов ФАС. Таким образом вы можете выбрать оптимальный и более подходящий вариант для вас и вашей организации и выйти из сложившейся ситуации без каких-либо потерь.

Если у вас проводилась проверка ФАС или вас привлекают по делу об административном правонарушении юристы нашей организации помогут отменить штрафы и результаты проверок ФАС.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

В целях осуществления поставленных задач ФАС России в лице своих территориальных органов проводит плановые и внеплановые проверки как самостоятельно, так и совместно с Прокуратурой.

В случае выявления нарушений норм Федерального законодательства, антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения, руководствуясь при этом нормами КоАП РФ.

Таблица штрафов Федеральной антимонопольной службы ФАС РФ

Вид нарушения Статья КоАП Размер штрафа, руб.
Неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44 Часть 1
статьи 7.29.
30 000
Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона Часть 2
статьи 7.29.
50 000
Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44
Читайте также:  Какие льготы имеет ребенок по потере кормильца

Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Часть 2.1
статьи 7.29. 50 000 Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Часть 3
статьи 7.29 Должностные
лица20 000 — 50 000 Нарушение порядка осуществления закупок Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) Часть 3 статьи 7.29 Должностные
лица
10 000 Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные
лица
30 000 Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные
лица
30 000 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня Часть 1
статьи 7.30. Должностные
лица
5 000Юридические
лица — 15 000 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня Часть 1.1 статьи 7.30. Должностные
лица -30 000Юридические
лица — 100 000 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на один рабочий день Часть 1.2 статьи 7.30. Должностные
лица -3 000Юридические
лица — 10 000 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на один рабочий день Часть 1.3 статьи 7.30. Должностные
лица -15 000Юридические
лица — 50 000 Размещение информации с нарушением требований ФЗ-44 Нарушение порядка:
· предоставления конкурсной документации или документации об аукционе· разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе,
· приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений Часть 1.4 статьи 7.30. Должностные
лица -15 000Юридические
лица — 50 000 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки Часть 1.5 статьи 7.30 Должностные
лица30 000 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график Часть 1.6 статьи 7.30 Должностные
лица30 000 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено Часть 1.7 статьи 7.30 Должностные
лица30 000 По основаниям, не предусмотренным ФЗ-44
· отклонение заявки на участие в конкурсе,
· отказ в допуске к участию в аукционе,
· признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе,
· отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционеВ случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями ФЗ-44:· признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации,· признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе,Нарушение порядка:· вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов,· рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией Часть 2
статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 5 000 и не более 30 000 Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Часть 2.1 статьи 7.30. 10 000 Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ-44 Часть 3 статьи 7.30. Должностные
лица -50 000Юридические
лица — 500 000 Установление не предусмотренных ФЗ-44:
· порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,
· требований к участникам закупки,
· требований к размеру обеспечения заявок на участие,· требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
· требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов Часть 4
статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 5 000 и не более 30 000 Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44
Читайте также:  Вывоз на переработку вне таможенной территории

Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

Часть 4.1 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 10 000 и не более 50 000 Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Часть 4.2 статьи 7.30. Должностные
лица – 3 000 Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допускек участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства

Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям

Ссылка на основную публикацию
Что такое среднедушевой доход получателя социальных услуг
для оказания центрами соцобслуживания социальных услуг с частичной оплатой? ЕДВ - это фиксированная, ежемесячная выплата инвалидам. Предоставляется по заявлению инвалида....
Цель использования помещения по договору аренды
Цель пользования объектом аренды — это условие договора, определяющее конечный результат, который арендатор намерен получить при извлечении полезных свойств из...
Хрипит динамик на телефоне при разговоре
Частенько владельцы смартфонов и телефонов сталкиваются с такой неприятной проблемой, когда динамик на телефоне хрипит. Причин, почему такое может случаться,...
Что такое текущий ремонт зданий и сооружений
Каждое здание со временем нуждается в ремонте. Это обусловлено износом конструкций и материалов, использованных при его сооружении и отделке. Ремонт...
Adblock detector