Система государственного кадастрового учета

Система государственного кадастрового учета

Кадастровый учет объектов недвижимости

Кроме государственной регистрации, осуществляется специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, а также кадастровый и технический учет объектов недвижимости.

Описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества, осуществляются посредством кадастрового и технического учета (инвентаризации) ст. 1 Закона о регистрации прав. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости" установлено, что данное агентство (Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные услуги и функции в сфере:

  • — ведения кадастров недвижимости;
  • — землеустройства;
  • — инвентаризации объектов недвижимости;
  • — государственной кадастровой оценки земель (в т.ч. для исчисления земельного налога);
  • — оценки иных объектов недвижимости (в т.ч. для исчисления налога на имущество).

В настоящее время порядок описания объектов недвижимости включает две стадии:

  • 1) техническая стадия заключается в подготовке описания (плана) объекта коммерческой организацией — проведении землеустройства участка землеустроительной организацией с формированием межевого дела или техническая инвентаризация объекта аккредитованной организацией (ОТИ) с составлением технического паспорта.
  • 2) стадия государственного учета заключается во внесении объекта в Государственный кадастр объектов недвижимости, который ведется на базе Государственного земельного кадастра и Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности.

Учет объекта недвижимости должен сопровождаться присвоением ему кадастрового номера.

Кадастровый номер — уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения.

Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений необходимы для государственной регистрации прав (по существу, для имущественного оборота). Однако кадастровый и технический учет имеют разное юридическое значение, обусловленное разной природой объектов недвижимости.

Правительством РФ устанавливается порядок кадастрового деления территории РФ и присвоения соответствующих номеров земельным участкам.

В настоящее время существует три типа кадастров:

  • 1) правовой кадастр — это запись прав на объекты недвижимости;
  • 2) фискальный кадастр — запись стоимости объектов недвижимости и формации, необходимой для налогообложения;
  • 3) многоцелевой — объединение правовой и фискальной систем с информацией по планированию и землепользованию.

Регистрационная подсистема земельного кадастра сформирована для гарантирования прав землепользователей, является нужным условием создания рынка недвижимости и любых инвестиций.

Фискальная подсистема земельного кадастра ведает земельными налогами, арендной платой, денежными поступлениями от всех операций, проводимых с землей.

Фискальный кадастр подразумевает прогноз контроль и исчисление поступлений от земельного налога и от арендных платежей. Одной из задач фискального кадастра является определение базы налогообложения.

Одновременно в России были созданы правовой и фискальные кадастры.

В качестве товара на рынке недвижимости выступают права на объекты недвижимости, поэтому для его функционирования нужно недвижимость оформить юридически, это значит, что на каждый объект недвижимости необходимо создать кадастровое дело с последующей государственной регистрацией прав на недвижимое имущество.

Кадастровое дело представляет собой систему по управлению территориями с учетом их обустройства, с обязательным отображением в регистрационных источниках информации органов государственной власти, актов экономической деятельности на земельном участке.

Государственный земельный кадастр — это систематизированный свод документированных сведений, которые получают в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении, правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими участками объектов.

Государственный кадастровый учет земельных участков — это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земельных участков, в результате участок получает характеристики, которые позволяют ему выделиться, а по отношению к другим участкам осуществить качественную и экономическую оценки. При государственном кадастровом учете земельных участков каждому земельному участку присваивается кадастровый номер.

С 1 января 2013 года появилось одно существенное изменение — право на подготовку документов для последующего учета объектов капитального строительства стали осуществлять кадастровые инженеры, и параллельно с ними ранее действовавшие организации технического учета — «Ростехинвентаризация», БТИ. Это существенно расширяет круг лиц, имеющих право на подготовку необходимых документов для последующего кадастрового учета объектов капитального строительства, ускорит и упростит эту процедуру для граждан. Для регистрации своего права на недвижимость гражданам нужно будет обращаться непосредственно в управление Росреестра. Если сделка касается объекта, учет которого осуществлен до 1 января 2013 года, нужно обратиться в кадастровую палату и получить кадастровый паспорт. На основании этого документа управлением Росреестра в дальнейшем будет произведена государственная регистрация прав на недвижимость. Вступает в силу в полном объеме федеральный закон о государственном кадастре недвижимости, и помимо уже осуществляющегося кадастрового учета земельных участков происходит переход к кадастровому учету зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства.

Читайте также:  Форма выписки из похозяйственной книги

Технический учет зданий, сооружений, помещений будет заменен кадастровым учетом, и эти полномочия будет осуществлять Кадастровая палата.

Для постановки на кадастровый учет здания или помещения, иного объекта капстроительства заявитель должен получить технический план. Технический план — документ, который содержит часть характеристик, которые имеются в техническом паспорте, но самое главное — содержит описание местоположения объекта с координатной привязкой к земельному участку и описание местонахождения помещения. В техническом плане должны присутствовать сведения, которых в техпаспорте не было, — координаты объекта. Заявитель вправе выбирать, кто ему будет помогать подготовить технический план — он может по-прежнему обратиться в органы технической инвентаризации, которые до 1 января 2014 года вправе будут осуществлять эту деятельность, либо к любому кадастровому инженеру.

Государственный кадастр недвижимости является государственным информационным ресурсом и представляет собой систематизированный свод сведений об учтенных в соответствии со специальным ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ земельных участках как объектах недвижимости, о прохождении государственной границы РФ, границах субъектов, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных законом сведений.

Принципами ведения кадастра недвижимости являются:

1) единство системы и технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории России;

2) непрерывность ведения государственного кадастра недвижимости;

3) общедоступность сведений государственного кадастра недвижимости;

4) сопоставимость и совместимость сведений государственного кадастра недвижимости и сведений других информационных систем (кадастров, реестров, других информационных ресурсов);

5) обязательность ведения государственного кадастрового учета (земельные участки подлежат учету в государственном кадастре недвижимости независимо от правового статуса, целевого назначения и разрешенного использования).

Порядок ведения кадастра недвижимости регулируется Приказом Министерства экономического развития РФ от 04 февраля 2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости». Земельно-кадастровые отношения, возникающие при государственном кадастровом учете земельных участков, являются видом земельных правоотношений, для которых характерен административно-правовой метод регулирования. В теории земельного права земельно-кадастровые отношения определяются как урегулированных нормами земельного права общественные отношения, возникающие в связи с порядком ведения государственного кадастрового учета, включая реализацию мер юридической ответственности за нарушение действующего законодательства в данной сфере (см. Сидоренко В.Н. Правовое регулирование ведения государственного земельного кадастра. Стр. 12).

Специальный ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 № 221-ФЗ определяет кадастровые отношения как отношения, возникающие в вязи с ведением государственного кадастра недвижимости кадастровой деятельности. Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков регулируется специальным законом ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 № 221-ФЗ, в котором определяется основания, сроки, место, состав необходимых документов, особенности кадастрового учета земельных участков при их образовании, основания для отказа в проведении кадастрового учета.

Субъектами земельно-кадастровых отношений являются:

1. органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления;

2. специально уполномоченные исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, специально уполномоченные исполнительные органы местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости;

3. должностные лица специально уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

4. юридические лица;

Специально уполномоченным органом в области ведения государственного кадастрового учета земельных участков является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы на местах, деятельность которых осуществляется на основании специального закона ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

Объектом земельно-кадастровых отношений являются объекты учета:

1. земли определенных категорий;

2. территориальные и иные зоны;

3. земельные участки;

4. границы РФ, субъекта РФ, муниципального образования или другой административно-территориальной единицы, территориальной и иной зоны, земельного участка.

В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения уникальные и дополнительные сведения о земельных участках как объектах учета.

К уникальным характеристикам земельного участка относятся кадастровый номер, сведения о границах земельный участок как объект права, размере (площади). К дополнительным характеристикам земельного участка относятся сведения о категории земель и видах разрешенного использования, обременениях (ограничениях), наличие на участке зданий, сооружений и др. (см. статью 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).

В государственном кадастре недвижимости содержатся также сведения о границах земель различных категорий, территориальных и иных зон, а также границах РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и других административно-территориальных единиц. quest12Порядок предоставления сведений государственного кадастра недвижимости регулируется статьями 14 и 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

Сведения государственного кадастра недвижимости являются общедоступными и предоставляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии или его территориальными органами по письменному заявлению заинтересованного лица в виде кадастровых выписок, кадастрового плана территории, кадастрового паспорта земельного участка, кадастровой справки.

Лицо, заинтересованное в получении сведений государственного кадастра недвижимости вправе получить сведения об учтенных объектах с использованием сети Интернет (например, на Земельном портале Санкт-Петербурга в Геоинформационной системе http://rgis.spb.ru/map/; http://rgis.spb.ru/main.asp можно получить информацию об учтенных земельных участках на территории Санкт-Петербурга).

Читайте также:  Режим тишины в праздничные дни

Государственный кадастровый учет представляет собой деятельность по:

1. проверке документов, составленных при проведении землеустроительных действий (при межевании) и представленных для проведения кадастрового учета;

2. внесению в государственный реестр объектов недвижимости сведений о земельном участке;

3. присвоению государственного кадастрового номера земельному участку;

4. изготовлению кадастрового паспорта земельного участка;

5. формированию кадастрового дела.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам" единицами учета являются: кадастровые округа, кадастровые кварталы, кадастровые районы, земельные участки. Кадастровый номер земельного участка является уникальным, не повторяется во времени и состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, которые отделяются друг от друга двоеточиями.

При проведении государственного кадастрового учета земельному участку присваивается кадастровый номер и составляется кадастровый паспорт земельного участка, что является обязательным и необходимым условием для проведения государственной регистрации права на такой участок (см. пункт 1 статьи 17 и пункт 4 статьи 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ). Земельный участок, который прошел государственный кадастровый учет, может быть предметом сделки (см. статья 37 Земельного кодекса РФ).

Основания для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка определены в пункте 3 статьи 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, которым отнесены нарушения земельного законодательства при формировании (образовании) земельного участка. quest15Экономические характеристики земельного участка относятся к дополнительным сведениям государственного кадастра недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка вносятся с указанием даты утверждения результатов определения такой стоимости (статьи 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ). Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Кадастровая оценка земель всех категорий проводится на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (см. статьи 65 и 66 Земельного кодекса РФ) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. № 206 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель".

Специально уполномоченными органами по ведению государственного земельного кадастра разработаны и утверждены нормативные акты, регулирующие принципы определения кадастровой стоимости земельных участков (см. Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утв. Приказом Министерства экономического развития и торговли от 12 августа 2006 года № 222) разработаны в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст. 1709; 2006, N 16, ст. 1744).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется при проведении кадастровой оценки земли для целей налогообложения (см. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель"// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 апреля 2000 г. N 16. Ст. 1709). В случае, если кадастровая оценка не проведена, используется нормативная цена земли как оценка государством стоимости земельного участка. Рыночная оценка земельных участков регулируется законодательством об оценочной деятельности (См. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"// СЗ РФ. 1998. № 31. ст. 3813; Постановление Правительства РФ от 06 июля 2001 года № 519 «Об утверждении стандартов оценки»// СЗ РФ. 2001. № 29. Ст.3026; Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утв. Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 06 марта 2002 года № 568-р // «Экпресс-закон». 2002. № 21. Июнь).

Рыночная оценка земель становится юридически значимой при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (статья 8 ФЗ «Об оценочной деятельности» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

За дополнительной информацией и юридическими услугами обращайтесь к нашим специалистам.

Каждый объект недвижимости должен быть учтён. Это необходимо для определения оценочной стоимости и для целей налогообложения. Сведения в государственный кадастр вносятся по определенным правилам. Рассмотрению этих правил и посвящена статья ниже.

Понятие государственного кадастра недвижимости

Кадастр – это свод сведений, представленных в определённом систематизированном и упорядоченном виде.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – это систематизированные сведения о недвижимости, которая находится в пользовании или собственности на территории РФ. Эти сведения используются, например, для определения налоговой базы.

Читайте также:  Закон о бракованном товаре

Постановка на учёт осуществляется территориальным органами Росреестра. Они же осуществляют своевременное наблюдение за объектом.

Все объекты недвижимости подлежат обязательной постановке на учет. В государственном кадастре в обязательном порядке содержатся следующие сведения о каждом объекте недвижимости:

  • вид объекта;
  • кадастровый номер, а также дата постановки на учёт;
  • подробное описание границ объекта;
  • его месторасположение;
  • площадь объекта.

В государственный кадастр недвижимости также могут быть внесены и дополнительные сведения:

  • учётный номер объекта, который ему присваивался раньше, если такой факт имел место;
  • кадастровый номер объекта, который был образован вследствие законных действий с другим объектом недвижимости;
  • кадастровый номер объекта, если он образуется из данного объекта;
  • кадастровые номера участок земли, а также зданий и сооружений, расположенных на этом участке;
  • сведения о возникших ранее вещных правах на данный объект;
  • сведения об обременении вещных прав;
  • другие дополнительные сведения, которые указаны в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В зависимости от объекта недвижимости те или иные кадастровые сведения могут быть более точными.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Принципы ведения кадастра

Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:

  1. единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
  2. общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
  3. актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
  4. сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
  5. хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
  6. после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.

Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.

Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.

Какие органы занимаются ведением кадастра?

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.

Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.

Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).

Правила внесения сведений в кадастр

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:

  1. кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
  2. внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
  3. исправление ошибок учёта;
  4. снятие с учёта.

Информационное взаимодействие осуществляется с:

  1. государственными органами;
  2. органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
  3. собственниками и правообладателями недвижимости.

Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.

Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:

  1. гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
  2. юридическим лицом;
  3. органом государственной власти.

Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.

Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.

Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.

Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:

  1. решения о внесении сведений;
  2. решения об отказе внесения сведения.

Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны ссылки на нормативные акты).

Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.

Ссылка на основную публикацию
С какого времени начинается день
Если 4:00 - четыре утра, а 12:00 половина дня; получаетcя: 4:00-20:00 день. 20:00-4:00 ночь. Этот ответ исходит из логики 12:00...
Районный коэффициент южно сахалинск
1. Какой районный коэффициент для Южно-Сахалинска: 1,4 или 1,6? Какими нормами это установлено? Действительно ли в соответствии с региональным законодательством...
Районный суд калининского района
Калининский районный суд города Челябинска Понедельник с 9.00 - 18.00 Вторник с 9.00 - 18.00 Среда с 9.00 - 18.00...
С какого года 5 лет в собственности
Если вы владеете имуществом дольше минимального срока, то вам не нужно платить налог с продажи, заполнять декларацию 3-НДФЛ и уведомлять...
Adblock detector