Срок давности по налоговому кодексу

Срок давности по налоговому кодексу

Новая редакция Ст. 113 НК РФ

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Комментарий к Статье 113 НК РФ

В п. 1 комментируемой статьи дается определение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Срок давности привлечения к ответственности следует отличать от срока давности взыскания налоговых санкций. Последний представляет собой срок, до истечения которого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции (не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления об этом акта).

Срок давности привлечения к ответственности — это срок, по истечении которого лицо (совершившее налоговое правонарушение) не может быть привлечено к ответственности.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, не может быть привлечено к ответственности, если истекли три года:

— или со дня совершения данного правонарушения. Этот день определяется в зависимости от вида налогового правонарушения. Так, если нарушен срок представления данных об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ), то днем совершения указанного правонарушения является день, следующий после истечения последнего дня 10-дневного срока, предусмотренного в п. 2 ст. 23 НК РФ;

— или со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это налоговое правонарушение. При этом следует иметь в виду, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени (например, квартал) применительно к отдельным видам налогов (НДС, акцизы и т.д.), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).

Долгое время в правоприменительной практики не было однозначного понимания, какое событие прекращает течение срока давности.

Так, в п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 указано, что при применении судами срока давности судам надлежит исходить из того, что в контексте ст. 113 НК РФ моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном Налоговым кодексом РФ порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

В то же время в п. 4.2 мотивировочной части и п. 1 резолютивной части Постановления КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П указано, что течение срока давности привлечения к налоговой ответственности прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения.

С 2007 г. в Кодексе четко закреплена норма, подтверждающая позицию, высказанную в п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ N 5. А именно: трехлетний срок давности, по истечении которого лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, рассчитывается со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности:

а) трехлетний срок исчисляется в календарных годах;

б) отсчет трехлетнего срока начинается со следующего (после совершения налогового правонарушения или окончания соответствующего налогового периода) дня;

в) исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении следующих правонарушений:

— нарушения срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

— уклонения от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ);

— нарушения срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

— незаконного воспрепятствования доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124 НК РФ);

— несоблюдения порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ);

— непредставления налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. 126 НК РФ);

— неправомерного несообщения сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ);

— отказа эксперта, переводчика, специалиста от участия в налоговой проверке, дачи заведомо ложного заключения или осуществления заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);

г) со следующего после окончания налогового периода дня исчисляется срок давности по следующим налоговым правонарушениям:

— грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

— неуплате или неполной уплате сумм налога (ст. 122 НК РФ).

С другой стороны, в комментируемой статье не имеются в виду следующие виды нарушения законодательства о налогах:

— нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);

— нарушение срока исполнения банком поручения о перечислении налогов (ст. 133 НК РФ);

— неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК РФ);

— неисполнение банком решения о взыскании налога (ст. 135 НК РФ);

— нарушение, связанное с порядком исчисления и уплаты сборов (ст. 8 НК РФ).

С 2007 г. в ст. 113 НК РФ введен п. 1.1. В нем оговорено, что течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Заметем, что положения, установленные в п. 1.1 ст. 113 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ), закрепляют на законодательном уровне выводы, сделанные в п. 5.2 уже упоминавшегося Постановления Конституционного Суда РФ N 9-П. Напомним: в указанном пункте Постановления содержатся следующие выводы:

". принципы справедливости и юридического равенства и неразрывно связанный с ними в качестве одного из их аспектов принцип пропорциональности (пропорционального равенства), обусловливая обеспечение одинакового объема юридических гарантий всем налогоплательщикам, применительно к действию нормы о сроках давности по кругу лиц предполагают необходимость дифференцированного подхода к тем налогоплательщикам, которые, противодействуя налоговому контролю и налоговой проверке, использовали бы положение о сроках давности вопреки его предназначению, в ущерб правам других налогоплательщиков и правомерным публичным интересам.

Если же в случае противодействия налогоплательщика осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки налоговые санкции не могли бы быть наложены по одной лишь причине истечения трехлетнего срока давности, при том что в действующей системе правового регулирования не допускается возможность их прерывания или приостановления, возникала бы — вопреки принципам юридической ответственности, имеющим общее регулирующее воздействие и обусловливающим действительный смысл и предназначение нормы о сроке давности привлечения к налоговой ответственности, — возможность злоупотребления закрепленным статьей 113 НК РФ правом не быть привлеченным к налоговой ответственности по истечении срока давности. Налогоплательщик, не представивший необходимые документы в срок и противодействовавший проведению налоговой проверки, что привело к пропуску сроков давности и, следовательно, сделало невозможным применение к нему налоговых санкций (в частности, при совершении им деяний, предусмотренных статьями 119, 120 и 122 НК РФ), получил бы неправомерное преимущество перед тем налогоплательщиком, который совершил такие же деяния, однако не препятствовал проведению налоговой проверки и был с соблюдением срока давности привлечен к налоговой ответственности.

Тем самым в противоречие со статьями 6 (часть 2), 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации были бы грубо нарушены принципы равенства всех перед законом и судом и несения гражданами Российской Федерации равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и вытекающие из них принципы налогообложения, такие как юридическое равенство налогоплательщиков, всеобщность и соразмерность налогообложения, равное налоговое бремя, — применительно к реализации мер юридической ответственности за невыполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, выразившееся в совершении деяний, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве налоговых правонарушений; это привело бы также к деформации других принципов налоговой ответственности, таких как справедливость, соразмерность и неотвратимость, что в правовом государстве недопустимо. Кроме того, был бы нарушен конституционный принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3 Конституции Российской Федерации), что в конечном счете означало бы нарушение относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации положения, согласно которому в правовой системе Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

В связи с этим оспариваемые положения статьи 113 НК РФ не могут истолковываться как предполагающие, что установленный ими срок давности распространяется равным образом как на тех налогоплательщиков, которые соблюдают свои обязанности при осуществлении налогового контроля, так и на тех, которые такому контролю противодействуют. Применяя их при рассмотрении дел о налоговом правонарушении, суд, исходя из принципов самостоятельности судебной власти и справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия (статьи 10 и 120 Конституции Российской Федерации), вправе, не ограничиваясь одной лишь констатацией пропуска срока давности привлечения налогоплательщика к ответственности, учесть иные обстоятельства, в частности по ходатайству налогового органа проверить, имели ли место неправомерные действия со стороны налогоплательщика, препятствующие нормальному ходу контрольных мероприятий и направленные на их затягивание по времени.

Как следует из статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и конкретизирующих ее положений пункта 6 статьи 108 НК РФ, части 1 статьи 65 АПК РФ и части 1 статьи 56 ГПК РФ, обязанность по доказыванию возлагается на налоговый орган; в условиях состязательности процесса он должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд же в соответствии со статьей 71 АПК РФ и статьей 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Читайте также:  Временно исполняющий полномочия главы

Таким образом, положения статьи 113 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключают для суда возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации".

Хотел бы также обратить внимание, что положения п. 1.1 ст. 113 НК РФ распространяются только противодействие проведению выездной налоговой проверки.

Другой комментарий к Ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 113 Кодекса устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В свою очередь, в ст. 115 Кодекса установлена давность взыскания налоговых санкций (см. комментарий к ст. 115 Кодекса).

Если со дня совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года, то согласно комментируемой статье лицо не может быть привлечено к ответственности за его совершение.

Правила исчисления срока давности в комментируемой статье установлены следующим образом:

исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 Кодекса;

исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 Кодекса.

Установление особого порядка исчисления срока давности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 Кодекса, предопределено тем, что указанные статьи Кодекса предусматривают налоговую ответственность за деяния, связанные с нарушением исчисления налога, налоговой базы, т.е. за деяния, оценить которые можно только в целом за налоговый период (см. комментарии к ст. 120 и 122 Кодекса).

Пленум ВАС России в п. 36 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснил, что при применении срока давности судам надлежит исходить из того, что в контексте ст. 113 Кодекса моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном Кодексом порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

Следует отметить, что трехгодичному сроку давности соответствует положение ст. 87 Кодекса о том, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (см. комментарий к ст. 87 Кодекса).

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен иной, нежели срок давности привлечения к налоговой ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П , положения ст. 113 Кодекса не могут истолковываться как предполагающие, что установленный ими срок давности распространяется равным образом как на тех налогоплательщиков, которые соблюдают свои обязанности при осуществлении налогового контроля, так и на тех, которые такому контролю противодействуют; применяя их при рассмотрении дел о налоговом правонарушении, суд, исходя из принципов самостоятельности судебной власти и справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия (ст. 10 и 120 Конституции РФ), вправе, не ограничиваясь одной лишь констатацией пропуска срока давности привлечения налогоплательщика к ответственности, учесть иные обстоятельства, в частности по ходатайству налогового органа проверить, имели ли место неправомерные действия со стороны налогоплательщика, препятствующие нормальному ходу контрольных мероприятий и направленные на их затягивание по времени.

Как указал КС России, положения ст. 113 Кодекса по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключают для суда возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.

В соответствии с указанным Постановлением КС России положения ст. 113 Кодекса признаны не противоречащими Конституции РФ. КС России указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения не могут служить основанием для прерывания течения срока давности и означают, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта — с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

2. Пункт 2 ст. 113 Кодекса предусматривал прерывание течения срока давности в случае совершения лицом нового налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах. Однако в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ п. 2 из комментируемой статьи исключен.

НК РФ устанавливает обязательство всех граждан платить обязательные сборы в казну государства. При нарушении сроков оплаты налоговый орган имеет право принять меры по принудительному возврату средств. Законом определены временные рамки для предъявления неплательщику претензий. Какой срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц, и как происходит взыскание недоимки?

Есть ли срок давности по налогам

Как показывает практика, налоговики нередко вспоминают про старые долги граждан по сборам и требуют уплаты долга за прошлые года. Насколько правомерны подобные действия, и в течение какого времени инспекция может выдвинуть требование об уплате налога?

Срок исковой давности по налогам – допустимый период, в рамках которого возможно принудительное взимание задолженности. Процедура удержания с нарушителя денежных средств возможна на основании судебного документа и в том случае, если ФНС успела обратиться в суд до истечения срока давности.

Понятие давности срока взыскания налогов с физлиц в российском законодательстве весьма размыто. Порядок разбирательства с должником и сроки предъявления претензий зависят от ряда факторов:

На вопросы порядка решения споров по сборам и есть ли срок давности по налогам, могут ответить несколько статей Налогового Кодекса РФ – 113, 46, 47 и 70. Согласно этим статьям, период привлечения к ответственности равен 3 годам. Данный период времени дается на то, чтобы в принудительном порядке истребовать с нарушителя неуплаченную им сумму сборов. Не нужно путать этот срок с периодом, в течение которого ФНС имеет право на обращение в суд.

Период, в рамках которого ФНС может начать взыскание, исчисляется в зависимости от типа нарушения:

  • При неправильном финансовом учете или при задержке платежа срок начинается со следующего дня окончания налогового периода. Это правило применимо к тем сборам, по которым налоговый период равняется 12 месяцам.
  • В других ситуациях срок давности по налогам физических лиц и организаций начинается со дня, идущего после выявления нарушений. Однако чаще всего недоплаты обнаруживаются только во время налоговой проверки, поэтому дату нарушения бывает сложно определить.

Рассмотрим порядок исчисления этого периода на примере. Гражданин был привлечен к ответственности за неуплату налогов. Крайняя дата внесения платежа – до 30 марта 2015 года. Налогоплательщик до установленного числа не заплатил в срок необходимые сборы, таким образом датой правонарушения является 30 марта 2014 года. Однако в его случае период исковой давности начался только с нового налогового периода, то есть с 1 января 2015 года. Закончится он 31 декабря 2017 года.

Итак, исковая давность по налогам составляет три года. Но следует понимать, что обязательство по уплате сборов не имеет срока.

Срок исковой давности по налогам физических лиц

Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.

Временные рамки выдвижения претензий определяются размером долга:

Срок предъявления претензий

12 месяцев со дня просрочки.

Правом на принудительное взыскание через суд ФНС может воспользоваться в следующие сроки:

Срок предъявления претензий

Если за 3 года величина недоплаты достигла суммы более 3 тыс.

6 месяцев с момента истечения 3 лет.

Трехлетний срок применим и к пеням. Сумму набежавших процентов могут истребовать также, как и основной долг – не позднее 3 лет с момента образования недоимки.

Следует учитывать, что пропущенный срок обращения в суд с заявлением может быть восстановлен. Таким образом, судебные тяжбы и принудительное взыскание в отношении должника могут затянуться на срок, превышающий три года.

Порядок взыскания зависит и от вида налога:

  • Плата за имущественный и земельный налоги может быть взыскана только за три предыдущих года, следующих до даты получения неплательщиком письменного требования. Например, если ФНС требует оплатить в 2018 году задолженность за прошлые года, то имеет право взыскивать только те суммы, которые не были уплачены с 2015 по 2017 гг.
  • Аналогичные правила распространяются и на транспортный налог – ФНС может потребовать уплату сборов только за последние 3 года. Однако если ТС используется для сезонных работ, то его собственник имеет право на частичное освобождение от налогов, а значит требования ФНС об уплате задолженности за период вне сезона будут незаконными.

Следует учитывать, что пропущенный срок обращения в суд с заявлением может быть восстановлен. Таким образом, судебные тяжбы и принудительное взыскание в отношении должника могут затянуться на срок, превышающий три года.

Срок давности по налогам юридических лиц

Временные рамки для истребования долгов по сборам такие же, как и для физических лиц – 3 года. Но сама процедура истребования недоимок отличается.

Порядок взыскания долгов с ООО и ИП начинается с выдвижения письменного требования. При неисполнении требований взыскание может проводиться как через суд, так и без судебных разбирательств.

  • В течение 2 месяцев с даты завершения времени, данного организации для оплаты долга, инспекция направляет в финансовое учреждение документ о списании средств.
  • В течение 6 месяцев при упущенном двухмесячном сроке. В этом случае инспекция имеет право обратиться в суд. Внесудебный порядок разбирательства в данном случае уже будет упущен.
  • При нехватке на счету денег для погашения долга налоговики имеют право в течение 12 месяцев после истечения срока требования взыскать необходимую сумму за счет имущества нарушителя.

Если ФНС выявила недоплату уже после того, как организация была закрыта, то это не является основанием ухода от внесения платежей. В этом случае за ИП и ООО также сохраняется обязательство по уплате долгов. Период такой же – 3 года.

Ответственность за неуплату налогов

Чем грозит уклонение от обязательств:

  • пеня;
  • штраф;
  • лишение свободы и арест;
  • принудительные работы;
  • ограничение передвижения и запрет на осуществление профессиональной деятельности.

Первое, с чем сталкивается неплательщик – это начисление пени. Их расчет зависит от статуса должника:

  • для физических лиц – 1/300 ставка ЦБ;
  • для юридических лиц – 1/300 ставка ЦБ в течение первого месяца, и 1/150 до даты уплаты долга.

Пени начинают начисляться с первого дня просрочки. У неплательщика есть возможность в любой момент внести необходимый платеж в полном объеме и, тем самым, избежать более суровых наказаний – штрафных санкций или уголовной ответственности.

Ответственность по НК РФ наступает в случае неуплаты лицом или организацией начисленного налога или его части:

  • Штраф 20% от задолженности при неумышленном деянии.
  • Штраф 40% от суммы долга при умышленном деянии.
Читайте также:  Договор подряда на строительно монтажные работы
Неплательщики также могут попасть и под уголовную ответственность

В размере дохода за последние 3 года, или от 100 до 500 тыс. рублей.

Работы или лишение свободы до 3 лет, арест до полугода.

В размере дохода за последние 3 года, или от 100 до 500 тыс. рублей.

Работы сроком до 5 лет, запрет на ведение предпринимательской деятельности или работу на определенных должностях в течение 3 лет, лишение свободы или арест до полугода.

Привлечение к ответственности невозможно, если истек трехлетний период давности. Если лицо обвиняется впервые, то оно может рассчитывать на минимальные наказания и санкции – пени, штраф.

"Бухгалтерский учет", N 16, 2004

В Налоговом кодексе Российской Федерации установлены следующие сроки давности:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.113 НК РФ);
  • срок давности взыскания налоговых санкций (ст.115 НК РФ).

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения после истечения срока давности привлечения к ответственности за совершение данного правонарушения (ст.113 НК РФ). Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.4 ст.109 НК РФ).

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года (п.1 ст.113 НК РФ).

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется:

Применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме грубого нарушения правил учета доходов и расходов (ст.120 НК РФ), а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога (ст.122 НК РФ).

Пример 1. Срок, в течение которого можно привлечь к ответственности за несвоевременную подачу декларации по НДС.

Организация должна была подать налоговую декларацию по НДС за апрель 2001 г. до 20 мая 2001 г. (налоговый период и срок подачи налоговой декларации по НДС — ст.ст.163 и 174 НК РФ). Но организация исполнила эту обязанность только 20 июня 2001 г., в связи с чем подлежит налоговой ответственности в соответствии со ст.119 НК РФ.

Начало срока, в течение которого можно привлечь организацию к налоговой ответственности, — 21 мая 2001 г., а конец срока давности — 21 мая 2004 г.

Таким образом, начиная с 22 мая 2004 г. эту организацию уже нельзя будет привлечь к налоговой ответственности по данному нарушению;

  • со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.

Применяется в отношении следующих налоговых правонарушений: грубого нарушения правил учета доходов и расходов (ст.120 НК РФ), а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога (ст.122 НК РФ).

Пример 2. Срок давности привлечения к ответственности за неуплату НДС за IV квартал 2000 г.

IV квартал 2000 г. истекает 31 декабря 2000 г.

Срок давности начнется с 1 января 2001 г., а закончится — 2 января 2004 г. (порядок исчисления сроков закреплен в ст.6.1 НК РФ).

Пример 3. Срок давности при занижении налоговой базы по прибыли.

По результатам выездной налоговой проверки организации установлено, что организация в 1998 г. грубо нарушила правила учета расходов и доходов (ст.120 НК РФ). Исчисление срока давности по данному правонарушению начинается с 1 января 1999 г., и уже 2 января 2002 г. организацию нельзя привлечь за это к ответственности.

В то же время в результате данного правонарушения была занижена налоговая база по налогу на прибыль за 1998 г. (налоговый период — 1 год — ст.285 НК РФ), т.е. была произведена неполная уплата налога. Срок давности по данному правонарушению также уже истек.

Налоговый инспектор, выявив в ходе проверки такую недоплату, может привлечь организацию к ответственности только за последние три года (несмотря даже и на то, что он может потребовать документы, связанные с проверкой и за более ранние годы).

Таким образом, если проверка была в 2004 г., а налогоплательщик сам не обнаружил и не доплатил налог и пени к этому времени, то налог, пени и штраф он будет платить за 2003 — 2001 гг.

Срок давности взыскания санкций

Налоговые санкции могут быть взысканы только в судебном порядке (п.7 ст.114 НК РФ).

Налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) (п.1 ст.115 НК РФ). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения, срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела (п.2 ст.115 НК РФ).

В соответствии с п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" данный срок не подлежит восстановлению, т.е. является пресекательным. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

По применению данного срока возникают следующие вопросы. Между днем обнаружения налогового правонарушения (фиксация которого в Налоговом кодексе РФ четко не прописана) и днем составления акта налоговой проверки, как правило, проходит определенное время. Наличие союза "и" в формулировке нормы, содержащейся в п.1 ст.115 НК РФ, позволяет утверждать, что необходимо выполнение сразу двух соединяемых им условий. Днем обнаружения можно признать, например, день составления справки о проведенной проверке. В Налоговом кодексе РФ достаточно было бы указать только на день составления (или направления проверяемому лицу) акта налоговой проверки, поскольку этот день никак не может предшествовать дню обнаружения налогового правонарушения.

Под соответствующим актом в Налоговом кодексе РФ понимается акт, указанный в п.1 ст.100 НК РФ, т.е. акт выездной налоговой проверки, который должен быть составлен не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке.

Акт налоговой проверки должен быть вручен руководителю проверяемой организации. Кроме того, акт, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, рассматриваются в течение не более 14 дней руководителем (заместителем руководителя) налогового органа уже по итогам налоговой проверки, по истечении 2-недельного срока, установленного для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту (ст.100 НК РФ).

В ч.2 п.36 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что судам при применении срока давности, установленного в ст.113 НК РФ, надлежит исходить из того, что в контексте указанной статьи моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в соответствии с предусмотренными Налоговым кодексом РФ порядком и сроками решения о привлечении лица к налоговой ответственности. Решение руководителя налогового органа (его заместителя) о привлечении лица к налоговой ответственности может быть вынесено не позднее двух месяцев и двадцати восьми дней после окончания налоговой проверки (с учетом ст.89, п.п.1, 5, 6 ст.100 и п.2 ст.101 НК РФ).

При выявлении правонарушений по результатам проведения камеральной проверки налогоплательщику направляется требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Наложение штрафных санкций в рамках камеральной проверки не предусмотрено. Получается, что налоговому органу придется проводить еще и выездную проверку для обращения в суд при несвоевременной уплате налога налогоплательщиком и возникновении штрафных санкций.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Также не уточнено, как соотносится составление соответствующего акта по итогам налоговой проверки и других форм налогового контроля. Например, четко не закреплено, могут ли налоговые органы составить акт по результатам осмотра (обследования) помещения, проведенного без объявления проверки.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ не урегулированы последствия пропуска налоговыми органами срока составления акта проверки — могут или нет в таких случаях налоговые органы обращаться в суд с иском о взыскании санкций.

Имеются также другие неясности налогового законодательства.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены составы правонарушений, по которым не предусмотрено составление акта выездной налоговой проверки (ст.ст.116 — 119, 125, 126, 128, 129 НК РФ). Как быть в таких случаях, какую дату и какой документ брать за основу при расчете срока давности взыскания санкций?

Специалистами предлагается считать началом шестимесячного срока (срока давности взыскания санкций) непосредственно момент обнаружения налоговым органом конкретного правонарушения. Сам факт обнаружения налогового правонарушения должен быть запротоколирован должностным лицом налогового органа в порядке, установленном ст.99 НК РФ. В противном случае налоговый орган не сможет доказать, что имело место налоговое правонарушение.

Остается неясным, в какой срок должен быть составлен данный протокол. Это очень важно — ведь от этого зависят права граждан и организаций.

Истечение срока давности взыскания налоговых санкций не означает, что суд не примет исковое заявление у налоговых органов. Установление факта истечения срока происходит уже в рамках рассмотрения дела. Однако срок давности применяется независимо от наличия заявлений сторон о его применении. В этом заключается отличие срока давности взыскания налоговых санкций от срока исковой давности по гражданскому законодательству.

В соответствии со ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Если заявление о применении срока исковой давности не было сделано, суд выносит решение по существу дела, обязательное для исполнения. Налоговый кодекс РФ не требует такого заявления, и суд самостоятельно должен установить факт истечения такого срока.

Кроме того, в соответствии с п.4 ст.108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности при соблюдении налоговым органом следующих сроков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения — не позднее трех лет со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в котором было совершено это правонарушение (ст.113 НК РФ);
  • срок давности взыскания налоговых санкций — не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта выездной налоговой проверки (ст.115 НК РФ);
  • момент привлечения лица к налоговой ответственности (дата вынесения решения руководителя о привлечении лица к налоговой ответственности) — не позднее двух месяцев и двадцати восьми дней с момента окончания выездной налоговой проверки (с учетом ст.89, п.п.1, 5, 6 ст.100 и п.2 ст.101 НК РФ).

Срок давности взыскания налога и пени

В соответствии с п.5 ст.108 НК РФ привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Кроме того, согласно ст.75 НК РФ пени не являются налоговой санкцией, на порядок их начисления не распространяются нормы Налогового кодекса РФ об ответственности.

Данные нормы закона трактуются специалистами следующим образом: даже если налоговые санкции к налогоплательщику не могут быть применены в силу истечения срока давности, налог и пени все равно должны быть уплачены.

В соответствии со ст.45 НК РФ взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Пунктом 3 ст.46 НК РФ установлено, что решение о взыскании налога и пеней принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

В соответствии со ст.70 НК РФ само требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Иное предусмотрено этой же статьей по результатам налоговой проверки (видимо, имеются в виду только выездные проверки), требование об уплате налога и соответствующих пеней должно быть направлено ему в десятидневный срок начиная с дня вынесения соответствующего решения.

Таким образом, ситуация по взысканию налога и пени развивается следующим образом:

  • наступает срок уплаты налога;
  • налоговый орган направляет требование об уплате налога налогоплательщику:

либо в течение трех месяцев после наступления срока уплаты налога;

либо в течение десяти дней после подписания акта выездной налоговой проверки;

  • налогоплательщик не исполняет требование налогового органа об уплате налога в установленный срок;
  • не позднее 60 дней после окончания срока требования налоговый орган принимает решение о взыскании налога и пеней в бесспорном порядке.

Если данный срок просрочен, то налоговый орган может обратиться в суд.

А вот в какой срок должен обратиться налоговый орган в суд после принятия решения о взыскании налога и пеней через суд и за какой срок могут быть взысканы налог и пени — в Налоговом кодексе РФ не установлено.

По поводу взыскания налога через суд существуют следующие мнения:

  • три года — по аналогии со сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством (ст.196 ГК РФ), или по аналогии со сроком давности привлечения к налоговой ответственности;
  • шесть месяцев — по аналогии со сроком взыскания налога с физических лиц (п.3 ст.48 НК РФ) или со сроком давности обращения в суд при взыскании санкций;
  • бессрочно, так как существует конституционная обязанность каждого платить налоги (ст.57 Конституции РФ).

Пунктом 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 было разъяснено, что п.3 ст.46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п.3 ст.48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п.3 ст.48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п.3 ст.46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Имея в виду, что данный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Однако остался вопрос о том, за какой период можно взыскать недоимку:

  • три года — по аналогии со сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством (ст.196 ГК РФ) или по аналогии со сроком давности привлечения к налоговой ответственности;
  • бессрочно, так как существует конституционная обязанность каждого платить налоги (ст.57 Конституции РФ).

По нашему мнению, нужно придерживаться следующей логики. Неисполнение обязанности по уплате налога — налоговое правонарушение. И при нарушении данной обязанности вступают в силу нормы о применении ответственности к налогоплательщику и взыскании санкций.

При нарушении налогового законодательства помимо уплаты штрафных санкций налогоплательщик должен уплатить и сам налог, и пени. На сроки уплаты налога и пени распространяются сроки давности, касающиеся применения ответственности к налогоплательщику и взыскания санкций. Таким образом, налоговый орган после принятия решения о взыскании налога через суд должен своевременно подать заявление в шестимесячный срок. Налог и пени он может взыскать не более чем за трехгодичный срок до принятия соответствующего решения.

Имеется косвенное установление этого срока в ст.87 НК РФ, а именно: через установление предельного периода, охватываемого проводимой налоговой проверкой, — не более трех календарных лет, предшествовавших году проведения проверки. Ведь даже по уголовным преступлениям существуют сроки давности привлечения к ответственности. Кроме того, взыскание недоимки с организаций за неопределенное (длительное) время нарушало бы один из важнейших принципов экономики — принцип стабильности.

Если налог и пени были взысканы налоговым органом в бесспорном порядке без учета трехгодичного срока давности, например, за пятилетний период, по нашему мнению, можно попытаться оспорить часть суммы взысканного налога в судебном порядке, ссылаясь на ст.ст.113 и 115 НК РФ.

В ситуации, когда налогоплательщик занизил налоговую базу по налогу на прибыль, например, в 1998 г. и сам обнаружил свою ошибку в 2004 г., он может подать уточненную декларацию за 2001 — 2003 гг. и доплатить налог и пени за последние 3 года. В этом случае, по нашему мнению, налогоплательщик избежит ответственности в виде штрафа.

Сроки давности при недействительности сделок

В соответствии со ст.45 НК РФ взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. В частности, предусмотрено два случая, когда взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке. Это происходит, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

  1. юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
  2. юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

В этом случае, по нашему мнению, должны действовать сроки исковой давности, предусмотренные гражданским законодательством. Таким образом, общий срок исковой давности — 3 года; 1 год, если сделка подпадает под категорию оспоримой, и 10 лет, если сделка подпадает под категорию ничтожной.

При этом налоговый орган будет выступать в споре как заинтересованное лицо. В дальнейшем, при решении дела в его пользу, он сможет подать иск о взыскании налога и санкций с учетом вышеуказанных сроков давности.

Однако в п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 указано, что при применении данной нормы судам необходимо учитывать, что данное положение не распространяется на случаи доначисления налога по правилам ст.40 НК РФ, поскольку корректировка исходных цен, используемых для целей исчисления налоговой базы, не может быть расценена как изменение юридической квалификации соответствующих сделок или статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Срок давности, в течение которого налогоплательщик-организация может обратиться за защитой

В случае нарушения прав налогоплательщика он может подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). Эта жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п.2 ст.139 НК РФ). Если налогоплательщик пропустил этот срок по уважительной причине, то по его заявлению срок подачи жалобы может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Кроме того, налогоплательщик может подать жалобу или иск в суд. В соответствии со ст.142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами. Под иными федеральными законами, в частности, подразумевается Гражданский кодекс РФ, который устанавливает срок исковой давности. Иными словами, налогоплательщик при подаче иска в суд на решение налогового органа должен соблюсти срок исковой давности, предусмотренный ст.198 ГК РФ (три года).

Следует учитывать также, что в соответствии с п.8 ст.78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Ссылка на основную публикацию
Спортзал в подвале частного дома
Организация фитнес-центра в подвале или цокольном этаже общественного нежилого здания не имеет ограничений по числу мест, площади, музыкальному сопровождению. Однако,...
Сколько стоит замена счетчика газа в квартире
Как и любое техническое оборудование газовые счетчики имеют определенный срок эксплуатации. Он зависит от типа и марки прибора. Меры по...
Сколько стоит заверить согласие у нотариуса
Стоимость нотариальных действий складывается из нотариального тарифа (он установлен законом и един для всех нотариусов) и стоимости правовой и технической...
Споры с управляющими компаниями судебная практика
Споры о понуждении управляющей компании (УК или ТСЖ) к исполнению своих обязанностей. В этой публикации адвокат Цехер Г. Я. приводит...
Adblock detector