Стоимость доставки не включена в стоимость товара

Стоимость доставки не включена в стоимость товара

Товар мало продать, его еще нужно и доставить до покупателя. Однако процесс доставки таит в себе немало налоговых рисков, о которых нужно знать каждой организации. На основе арбитражной практики мы рассмотрели спорные вопросы, которые возникают при доставке у продавца и покупателя товаров.

Все варианты доставки можно разделить на две группы: доставка собственными силами продавца (покупателя) и доставка с привлечением сторонних организаций, оказывающих услуги по перевозке грузов. Практика показывает, что какой бы вариант доставки ни был выбран, ни покупатель, ни продавец не застрахованы от претензий со стороны налоговых органов.

Доставка сторонней компанией

Чтобы увеличить объемы продаж, многие поставщики берут на себя расходы по доставке проданных товаров. При этом в договоре прописывается условие, что соответствующие затраты покупатель должен возместить продавцу. Но не всегда для выполнения такой услуги поставщики располагают собственным транспортом. Выход: заключить договор перевозки со специализированной компанией. И тут возникает проблема с НДС, причем как у поставщика, так и у покупателя.

Будет ли НДС у продавца…

Если для перевозки товаров покупателю поставщик заключает договор с транспортной компанией, то именно ему (как заказчику) реализуются соответствующие услуги. По факту их реализации транспортная компания выставляет в адрес поставщика счет-фактуру и акт. Покупатель товаров же выступает лишь в роли грузополучателя и просто компенсирует поставщику его расходы, связанные с доставкой товара. То есть между покупателем и поставщиком никакой реализации транспортных услуг нет. А раз так, то компенсация расходов поставщика на доставку товаров, выделенная в отгрузочных документах отдельной строкой, облагаться НДС не должна. Однако практика показывает, что налоговики считают иначе. Они настаивают на том, что поставщик реализует покупателю транспортные услуги и должен облагать такую реализацию НДС. Но суды в большинстве своем это мнение не разделяют.

Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 26.05.2010 № А66-7801/2009 пришел к выводу, что стоимость компенсации доставки товаров, выделенную в документах поставщика отдельной строкой, облагать НДС не нужно. В этом деле организация осуществляла поставку произведенной продукции покупателям с привлечением транспортной компании. За отгруженную продукцию и ее доставку поставщик выставлял счета-фактуры покупателям, в которых в графе «наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)» отдельно указывал стоимость доставки как «возмещение транспортных расходов».

Налоговики посчитали, что поставщик, осуществляя реализацию транспортных услуг, в нарушение ст. 146 НК РФ не исчислял НДС с выручки от их реализации. Поэтому его привлекли к ответственности (доначислив налог, пени и штраф). Суд первой инстанции поддержал налоговиков. Логика его рассуждений была следующая. Условия договоров поставки в части возмещения покупателем транспортных расходов нельзя рассматривать как оказание посреднических услуг, поскольку они не содержат положений о вознаграждении поставщика. Реализация услуг признается объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом дополнительно к цене услуг налогоплательщик обязан предъявить их покупателю соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Однако и апелляционный и кассационный суды поддержали организацию. Они указали, что возмещение транспортных расходов не создает дополнительного дохода поставщику, поскольку суммы средств, полученных им от покупателей, не превышают сумм, уплаченных перевозчикам. Следовательно, возмещаемые покупателями транспортные расходы в силу ст. 39 и 146 НК РФ не относятся к реализации услуг, а значит, не могут быть признаны объектом обложения НДС. К аналогичным выводам пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 14.07.2009 № Ф09-4806/09-С3 (Определением ВАС РФ от 08.09.2009 № ВАС-11613/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Итак, суммы возмещения транспортных расходов облагаться НДС поставщиком не должны. Соответственно в накладных их нужно указывать без НДС и в счете-фактуре не отражать (поскольку нет реализации). Отметим, что Минфин России согласен с тем, что если по условиям договора поставки покупатель обязуется возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, не указываются (письмо от 15.08.2012 № 03-07-11/299).

Чтобы не доводить дело до суда, мы предлагаем следующие варианты выхода из этой ситуации. Первый вариант — на доставку товаров нужно заключить отдельный агентский договор, по условиям которого поставщик обязуется по поручению покупателя организовать доставку товаров, и установить в нем минимальное вознаграждение. В этом случае НДС будет начисляться только на агентское вознаграждение. Второй вариант — включить стоимость доставки в цену товаров и отдельно ее в документах не выделять.

. и вычет у покупателя

Если поставщик под давлением налоговиков все же предъявит покупателю стоимость компенсации транспортных расходов с НДС, у покупателя возникнут проблемы. Налоговики скорее всего откажут ему в вычете такого НДС. Так, в деле, рассмотренном ФАС Северо-Кавказского округа (постановление от 19.05.2009 № А53-10110/2008-С5-46), налоговый орган отказал покупателю в вычете НДС по транспортным расходам, выделенным в документах поставщика товаров отдельной строкой. Обосновал он свою позицию тем, что поставщик самостоятельно не оказывает покупателю транспортные услуги (в этом деле доставка товаров осуществлялась транспортной компанией по договору перевозки, заключенному с поставщиком). Поэтому он не вправе от своего имени оформлять документы на оказание данных услуг, в том числе счета-фактуры. Услуги по доставке товаров фактически оказаны транспортной компанией. Стоимость доставки не включена в стоимость товара, и поставщики общества являются посредниками при оказании этих услуг. Налоговые вычеты по транспортным услугам вправе применить только их первоначальный приобретатель, то есть поставщик. Следовательно, покупатель не имеет права на вычет НДС.

Суд доводы налоговиков отклонил и привел следующие аргументы. Обязанность по оплате стоимости доставки вытекает из обязательственных отношений по поставке товара, участниками которых являются общество и его поставщик, а не транспортная компания, фактически осуществившая доставку. Заключенный сторонами договор поставки не возлагает на поставщика обязательств посреднического характера, свойственных договорам поручения, комиссии или агентирования. Налоговая инспекция не представила доказательств фиктивности хозяйственных операций, по которым заявлен к вычету НДС. В результате суд пришел к выводу, что покупатель обоснованно принял к вычету суммы НДС по доставке.

В аналогичной ситуации ФАС Уральского округа (постановление от 25.05.2009 № Ф09-3324/09-С3) также поддержал покупателя в его праве на вычет НДС. Он указал, что само по себе перевыставление счетов-фактур покупателю, являющемуся плательщиком НДС, при наличии факта потребления соответствующих услуг не является основанием для отказа в праве на применение налоговых вычетов по НДС. Отметим, что Определением ВАС РФ от 11.09.2009 № ВАС-12036/09 в пересмотре этого дела было отказано.

Итак, шансы отстоять в суде свое право на принятие НДС к вычету у покупателя есть. Но чтобы у него подобных проблем не возникало, поставщику лучше следовать нашим рекомендациям, приведенным в предыдущем разделе.

Доставка перепоручена другим лицам

Спорная ситуация может возникнуть и у поставщика, если фактическую доставку грузов покупателям осуществляет не транспортная компания, с которой у него заключен договор, а ее контрагенты. Здесь у поставщика есть риск, что налоговики могут отказать ему в вычете НДС по счетам-фактурам, предъявленным транспортной компанией за перевозку.

Такая ситуация рассмотрена в постановлении ФАС Центрального округа от 01.07.2009 № А54-3828/2008С8. С целью обеспечения доставки товара покупателям между заводом и транспортной компанией был заключен договор транспортной экспедиции. По его условиям транспортная компания брала на себя обязательства по организации доставки продукции завода покупателям. В некоторых случаях доставка товаров осуществлялась по железной дороге силами ОАО «РЖД», с которым у транспортной компании был заключен договор. По таким перевозкам заводу выставлялись счета-фактуры, где продавцом транспортных услуг значилась транспортная компания. Налоговики отказали заводу в вычете НДС по этим счетам-фактурам, поскольку транспортные услуги фактически оказывались ОАО «РЖД», а не транспортной компанией. Однако суд указал, что для целей возмещения НДС не имеет значения, оказывались ли услуги по перевозке транспортной компанией лично, либо были ей перепоручены и фактически выполнены сторонней организацией. Поставщик имеет полное право принять такой НДС к вычету.

На наш взгляд, доводы налоговиков абсолютно необоснованны. Статьей 805 ГК РФ прямо предусмотрено, что экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если это не запрещено договором. По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). То есть, по сути, экспедитор оказывает заказчику посреднические услуги. С этим согласен и Минфин России. Так в письме от 01.11.2012 № 03-07-09/148 специалисты финансового ведомства указали, что экспедиторы могут выставлять заказчику счета-фактуры по услугам третьих лиц в порядке, предусмотренном для комиссионеров (агентов). Так, не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания экспедитором услуги, он должен выставить клиенту счет-фактуру, в котором нужно выделить в самостоятельные позиции виды услуг, приобретенные экспедитором у третьих лиц на основании их счетов-фактур. К такому счету-фактуре следует приложить копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

Читайте также:  Налоговый вычет нпф благосостояние

Итак, чтобы снизить риск претензий налоговиков, с транспортной компанией, которая будет осуществлять организацию доставки товаров до покупателей, поставщику нужно заключить именно договор транспортной экспедиции и прямо в нем указать, что экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Доставка собственными силами

Если у поставщика есть собственный или арендованный транспорт, он может организовать доставку товаров до покупателей собственными силами. Кроме того, купленный товар может забрать со склада поставщика и сам покупатель. Однако и при самостоятельной доставке могут возникнуть проблемы.

Доставка — отдельный вид деятельности?

Когда поставщик организует доставку товаров до покупателей собственными силами, а в регионе, где он работает, введен ЕНВД, его может подстерегать следующая проблема: нужно ли рассматривать доставку как самостоятельный вид деятельности (оказание автотранспортных услуг) и применять по нему ЕНВД? Напомним, что на ЕНВД может переводиться деятельность по оказанию автотранспортных услуг при условии что организация (индивидуальный предприниматель) владеет не более чем 20 транспортными средствами (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Минфин России считает, что доставка не является отдельным видом деятельности, когда одновременно выполняются следующие условия:

  • договором поставки предусмотрена обязанность продавца по доставке товара покупателю;
  • стоимость услуг по доставке входит в цену продаваемого товара.

При их соблюдении доставка покупателю проданного товара (собственным или арендованным транспортом) является составной частью деятельности продавца по реализации товара (письма Минфина России от 07.03.2012 № 03-11-11/76, от 13.04.2011 № 03-11-06/3/45 и от 22.01.2009 № 03-11-09/13). Если же в договорах поставки стоимость доставки выделена отдельно и не включается в стоимость реализованных товаров или если доставка осуществляется по отдельному договору, ее можно признать самостоятельным видом предпринимательской деятельности (письма Минфина России от 07.03.2012 № 03-11-11/76 и от 31.01.2008 № 03-11-04/3/33).

Анализ арбитражной практики показывает, что налоговые органы на местах не разделяют позицию финансистов. Они полагают, что, если доставка осуществляется поставщиком в рамках договора поставки, ее нельзя рассматривать как отдельный вид деятельности независимо от того, выделена отдельно стоимость доставки или нет.

У судов нет единого мнения на этот счет. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 21.08.2012 № А78-4149/2011 пришел к выводу, что оформление отдельных документов (счетов-фактур и актов) на доставку и раздельное указание в договоре поставки стоимости товаров и доставки является достаточным основанием для выделения перевозки в отдельный вид деятельности. Аналогичная позиция содержится в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.03.2012 № А78-5193/2011 и Северо-Западного округа от 12.01.2011 № А44-1665/2010.

В то же время ФАС Северо-Кавказс­кого округа в постановлении от 12.02.2010 № А32-18385/2008-19/278 отметил, что деятельность организации по доставке готовой продукции до заказчика может подлежать обложению ЕНВД только в случае, если данные услуги осуществляются по отдельно оформленному договору перевозки груза.

На наш взгляд, доставка товаров, обусловленная обязательствами поставщика по договору поставки, является составной частью торговли и в отдельный вид деятельности выделяться не должна независимо от определения ее стоимости (отдельно или в цене товара). Чтобы избежать такой спорной ситуации, рекомендуем не выделять стоимость доставки в документах отдельной строкой, а включать ее в стоимость товаров.

Если товары со склада забирает сам покупатель, поставщик оформляет их отпуск накладной по форме ТОРГ-12 и никаких транспортных документов не выписывает. Но у покупателя при этом могут возникнуть проблемы. Дело в том, что для учета расходов при расчете налога на прибыль они должны быть подтверждены документально.

На практике встречаются случаи, когда налоговики требуют подтвердить расходы на доставку товаров при самовывозе товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т, утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). Однако суды это мнение не разделяют (постановления ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12, Восточно-Сибирского округа от 13.01.2011 № А19-3787/2010, Центрального округа от 11.02.2011 № А68-4748/08-108/13 и Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 № А53-2634/2009). Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 13.05.2010 № А55-14780/2008 указал, что обязанность по оформлению товарно-транспортных накладных возникает у грузоотправителя только в случае осуществления перевозки товаров силами автотранспортной организации по договору перевозки груза. Если же доставка товаров осуществляется транспортом покупателя (самовывоз) без привлечения автотранспортной организации, составления товарно-транспортных накладных не требуется.

Минфин России также считает, что при самовывозе ни транспортная, ни товарно-транспортная накладная не нужна. Ведь услуги по перевозке покупателю не оказываются. Затраты на перевозку груза при самовывозе и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом (письма от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540 и от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500). Заметим, что отсутствие товарно-транспортной накладной в подобной ситуации не может служить основанием и для отказа в принятии к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (письмо Минфина России от 30.10.2012 № 03-07-11/461).

Мы полностью согласны с тем, что при самовывозе товарно-транспортную накладную оформлять не нужно. Ведь из указаний по заполнению формы № 1-Т следует, что товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Она составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя и определяет взаимоотношения грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей. В случае самовывоза товара покупатель перевозит свой собственный товар. То есть и грузоотправителем, и перевозчиком, и грузополучателем является он сам. Поэтому составление товарно-транспортной накладной не имеет никакого смысла. И даже если налоговики будут настаивать на обратном, есть все шансы отстоять свою позицию в суде.

"Главбух", 2005, N 8

Минфин России 10 марта 2005 г. разъяснил в Письме N 03-03-01-04/1/103, как отражать в учете доходы и расходы по доставке товаров покупателям с помощью транспортных организаций. Однако всех проблем с доставкой новые разъяснения чиновников не разрешили. Ведь порядок учета транспортных расходов зависит от того, каким образом покупатель и продавец оформили документы, связанные с такими расходами.

В этой статье мы сравним три способа оформления доставки и покажем, какой из них выгодно применять в том или ином случае. А быстро выбрать оптимальный способ вам поможет таблица, приведенная на с. 52.

Достоинства и недостатки различных способов оформления доставки

Стоимость доставки входит в цену товара

Иногда продавцы, выставляя счета покупателям, не выделяют в них отдельно стоимость доставки, а увеличивают на нее цену товара. Сумма же, уплаченная транспортной компании, в налоговом учете включается либо в материальные расходы (если реализована собственная продукция), либо в расходы, связанные с перепродажей покупных товаров. Это позволяют сделать пп.6 п.1 ст.254 и п.1 ст.268 Налогового кодекса РФ соответственно.

Другое дело, что включать стоимость доставки в цену товара совершенно невыгодно продавцам-"упрощенцам". Дело в том, что, по мнению чиновников, продавец, работающий по "упрощенке", не вправе включить в состав расходов сумму, уплаченную транспортной компании за доставку товаров на склад покупателя. Это связано с тем, что такой вид расходов не поименован в закрытом перечне, приведенном в п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ (см., например, Письмо МНС России от 9 июля 2004 г. N 22-1-14/1184@ и Письмо Минфина России от 10 ноября 2004 г. N 03-03-02-04/1/47).

В то же время стоимость доставки, включенная в цену товара, очень выгодна покупателю, работающему по "упрощенке". Для него это единственный способ списать в уменьшение налогооблагаемого дохода транспортные расходы, возмещенные продавцу. Ведь чиновники запрещают исключать такие затраты из расчета единого налога не только продавцам, но и покупателям — "упрощенцам".

Таким образом, включать транспортные расходы в цену товара имеет смысл в том случае, когда продавец и покупатель платят обычные налоги. Кроме того, такая схема будет удобна, если продавец находится на общем режиме налогообложения, а покупатель работает по упрощенной системе.

Стоимость доставки не входит в цену товаров

Довольно распространен случай, когда продавец выставляет покупателю отдельные счета на стоимость своих транспортных расходов или выделяет их отдельной строкой в товарных накладных и счетах-фактурах. В этом случае, так же как и в предыдущем, поставщик товаров перепродает услуги по доставке, оказанные специализированной фирмой. Соответственно доходом по такой операции будет стоимость транспортных услуг (за минусом НДС), которые компенсирует покупатель. А расходом — сумма, уплаченная специализированной организации (без учета НДС). Это соответствует п.1 ст.268 Налогового кодекса РФ. Минфин России в Письме от 10 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/103 также соглашается с тем, что сумма, перечисленная транспортной фирме, уменьшает налогооблагаемый доход продавца.

Читайте также:  Как списать дизтопливо на трактор

Пример 1. ООО "Ветер" реализовало ЗАО "Бриз" партию товара за 944 000 руб. (в том числе НДС — 144 000 руб.). Его доставила транспортная компания ООО "Прибой". Стоимость услуг ООО "Прибой" составила 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.).

ООО "Ветер" в товаросопроводительных документах (накладной и счете-фактуре), переданных ЗАО "Бриз", выделило сумму, уплаченную ООО "Прибой" (118 000 руб.), отдельной строкой.

Бухгалтер ООО "Ветер" включил стоимость доставки без НДС — 100 000 руб. (118 000 — 18 000) — в состав налогооблагаемых доходов и расходов, уменьшающих эти доходы.

Поскольку транспортные услуги были перепроданы ООО "Ветер" без наценки, налогооблагаемая прибыль по этой операции равна нулю.

Как видно из примера, перепродав транспортные услуги без наценки, фирма налог на прибыль платить не будет. Однако при таком способе расчетов существенно возрастает выручка торговой компании. Зачастую это невыгодно. Например, из-за этого организация может потерять право на применение упрощенной системы налогообложения или на уплату НДС раз в квартал. Кроме того, и продавцы, и покупатели — "упрощенцы" столкнутся с проблемой, о которой мы рассказали выше: чиновники будут возражать против уменьшения налогооблагаемого дохода на сумму транспортных расходов.

Договор поручения или транспортной экспедиции

Проблем, возникающих при предыдущих методах оформления транспортных расходов, позволит избежать договор поручения или договор транспортной экспедиции.

По таким договорам продавец берет на себя обязательство за счет покупателя организовать доставку товара. В этом случае выручка продавца будет равна только стоимости реализованных товаров и сумме вознаграждения за посреднические или экспедиционные услуги (его сумма может быть символической).

Преимущества для продавца

Деньги, поступившие от покупателя и перечисленные затем транспортной фирме, в доход продавца не войдут. Это прописано в пп.9 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ. Обратите внимание: в этом подпункте прямо не указано, что он распространяется на договор транспортной экспедиции. Между тем продавец, взяв на себя обязательства организовать перевозку груза по такому договору, по сути становится посредником между покупателем и транспортной фирмой. Поэтому норма, прописанная в пп.9 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ в отношении посредников, в равной мере распространяется и на экспедиторов, организующих перевозки. С этим согласны и налоговики (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 19 октября 2001 г. N 03-12/48111).

И еще один довод в пользу этого способа: с 5 февраля 2005 г. посредник вправе самостоятельно рассчитываться с поставщиками товаров, работ или услуг, приобретенных для доверителя. Прежде это запрещал делать п.6 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения". Однако 5 февраля 2005 г. этот Указ утратил силу. Поэтому никаких неудобств, связанных с расчетами по договору поручения, теперь нет. То же касается и агентских договоров, по которым агент выступает от имени принципала.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Но немного изменим их, предположив, что ООО "Ветер" помимо договора купли-продажи заключило договор поручения. По этому договору ООО "Ветер" (поверенный) обязуется за счет ЗАО "Бриз" (доверитель) организовать доставку товаров. Вознаграждение ООО "Ветер" за посреднические услуги составляет 1180 руб. (в том числе НДС — 180 руб.).

ЗАО "Бриз" перечислило на расчетный счет ООО "Ветер" 1 063 180 руб., в том числе:

  • 944 000 руб. — стоимость товара;
  • 118 000 руб. — стоимость транспортировки товара;
  • 1180 руб. — вознаграждение за посреднические услуги.

В свою очередь ООО "Ветер" перечислило 118 000 руб. на счет ООО "Прибой". А бухгалтер ООО "Ветер" помимо выручки по реализованным товарам — 800 000 руб. (944 000 — 144 000) — включил в состав налогооблагаемого дохода только сумму вознаграждения — 1000 руб. (1180 — 180).

У фирм, работающих по "упрощенке", есть еще одно основание оформить доставку товара договором поручения или транспортной экспедиции. В этом случае у продавца-"упрощенца" отпадет необходимость отражать стоимость транспортных услуг как в своих доходах, так и в расходах. Его доход будет равен вознаграждению за организацию доставки груза.

Заметим, что такой проблемы нет у фирм-"упрощенцев", которые продают собственную продукцию. Они вправе списать транспортные расходы в уменьшение налогооблагаемого дохода на основании пп.6 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ.

Преимущество для покупателя

Следующее достоинство в оформлении доставки договором поручения или транспортной экспедиции связано с НДС. Продавцы, работающие по "упрощенке", не могут перепродать доставку с НДС, поскольку не платят этот налог. Для покупателя это неудобно, так как ему, естественно, выгодно принять НДС по транспортным расходам к вычету.

Посредник же, выступающий от имени покупателя, без проблем передаст ему счета-фактуры перевозчика.

Причем эти документы сразу же будут выставлены на имя покупателя. Такой порядок прописан в п.4 Письма МНС России от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404.

Пример 3. Используем условия примера 2. Напомним, что ООО "Ветер" продало ЗАО "Бриз" партию товара за 944 000 руб. (в том числе НДС — 144 000 руб.). Товар доставило покупателю ООО "Прибой". Его услуги обошлись в 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.).

Доставку товара организовало ООО "Ветер". При этом фирма действовала как поверенный по договору поручения с ЗАО "Бриз" (доверитель). Вознаграждение ООО "Ветер" за посреднические услуги составляет 1180 руб. (в том числе НДС — 180 руб.).

ООО "Прибой" выставило счет-фактуру на стоимость своих услуг — 118 000 руб. — на имя ЗАО "Бриз". В свою очередь ООО "Ветер" выставило ЗАО "Бриз" счет-фактуру на 945 180 руб., в том числе:

  • 944 000 руб. — стоимость проданного товара;
  • 1180 руб. — сумма посреднического вознаграждения.

Бухгалтер ООО "Ветер" сделал в учете такие проводки (НДС начисляется "по отгрузке"):

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

  • 945 180 руб. (944 000 + 1180) — отражена выручка от реализации товаров и услуг по организации доставки;

Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость"

Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

  • 144 180 руб. (144 000 + 180) — начислен НДС по реализованным товарам и посредническим услугам;

Дебет 51 Кредит 62

  • 1 063 180 руб. — получены деньги от ЗАО "Бриз";

Дебет 62 Кредит 76 субсчет "Расчеты по договору поручения"

  • 118 000 руб. — отражена задолженность ЗАО "Бриз" перед ООО "Прибой";

Дебет 76 субсчет "Расчеты по договору поручения" Кредит 51

  • 118 000 руб. — погашена задолженность ЗАО "Бриз" перед ООО "Прибой".

Для того чтобы расходы на доставку товаров, материалов, на служебные поездки можно было учесть в расходах при начислении налога на прибыль, необходимы первичные документы. О том, какие документы понадобятся в различных ситуациях, нам рассказывает специалист Минфина.

— Александра Сергеевна, организация закупает материалы и доставляет их от продавца сама на своем транспорте. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль? Правильно ли мы понимаем, что транспортная накладная не нужна?

— Да. Если для доставки купленных материалов (товаров) организация использует свой транспорт, то оформлять транспортную накладную нет необходимости. Ведь она является подтверждением заключения договора перевозки.

А поскольку в рассматриваемой ситуации такой договор не заключается, то для подтверждения транспортных расходов будет достаточно оформить путевой лист, который должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса.

На основании этого путевого листа или отчета электронной системы контроля пробега (пробега и расхода топлива) можно будет учесть расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

— По договору стоимость доставки товаров включена в цену товара. И доставляет товар поставщик на своем транспорте. Никакие документы по расходам на доставку поставщик не выдает. В ТОРГ-12 стоимость доставки отдельно не выделена.

Получается, что у покупателя в этом случае будет только накладная ТОРГ-12, подтверждающая покупку товара, и все?

— Да. Если стоимость доставки товара отдельно не выделяется (то есть включена в стоимость товара), то транспортную накладную оформлять не нужно, так как покупатель не заключает договор перевозки и не оплачивает отдельно транспортные расходы.

В рассматриваемом случае для оприходования и отражения в налоговом учете стоимости приобретенных товаров может служить надлежащим образом оформленная товарная накладная. Ее можно оформлять либо по форме № ТОРГ-12, либо по форме, которую организация разработала самостоятельно и утвердила в приказе об учетной политике.

— В договоре стоимость доставки товаров выделена отдельно. Доставляет товар поставщик. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в налоговых целях?

Если поставщик оформил только товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т, далее — ТТН), этого документа достаточно для учета транспортных расходов (и стоимости товаров)?

Или же обязательно должна быть именно транспортная накладная (далее — ТН) и без нее расходы на доставку учесть не получится?

— Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена ТН, перевозчиком для перевозки не принимается. Таким образом, ТН является первичным документом, подтверждающим расходы на перевозку. Такой позиции придерживается и Минфин, и ФНС.

Читайте также:  Проживание без паспорта статья

В то же время сейчас по-прежнему применяется и ТТН. Поэтому для учета затрат на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, достаточно иметь любую надлежаще оформленную накладную — либо ТН, либо ТТН. Такая позиция высказывалась ФНС в 2012 г. и была согласована с Минфином.

— Организация для доставки товара от поставщика заключила договор с экспедитором. ТОРГ-12 на приобретение товара имеется. Однако ни ТТН, ни ТН экспедитор не оформляет и покупателю не выдает.

Можно ли учесть затраты на доставку в расходах по прибыли только на основании экспедиторских документов?

— Если в целях доставки товаров заключается договор транспортной экспедиции, то документами, подтверждающими оказание услуг по такому договору для целей налогообложения прибыли, будут любые документы, которые подтверждают фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторские документы.

В частности, это могут быть:

  • экспедиторская расписка, в которой отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товаре;
  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

В этом случае оформлять транспортную накладную не нужно.

— По договору с поставщиком организация доставляет товар за свой счет (самовывозом). На приобретение есть накладные ТОРГ-12. А вот доставляли товар работники организации на своих автомобилях. Деньги за доставку перевели физлицам на их банковские карты.

Какими документами подтвердить перевозку товара со склада поставщика на склад покупателя? Подойдет ли акт оказания физлицами услуг по доставке товара?

— Все зависит от того, как оформлены отношения с работниками.

Если с работниками заключены договоры на оказание услуг по доставке товара (ГПД), тогда транспортные расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль как прочие на основании актов оказанных услуг. При этом стоимость перевозки может быть учтена полностью. Полагаю, что стоимость бензина следует включить в общую стоимость услуги, указанную в договоре, а не компенсировать отдельно.

Если же работники доставляли товары на личном транспорте, который они используют в служебных целях, тогда в расходах по прибыли можно учесть только компенсацию в сумме, не превышающей в месяц норматив — 1200 или 1500 руб. в зависимости от объема двигателя легкового автомобиля. Причем эта сумма уже включает в себя расходы на ГСМ.

— Организация занимается перевозкой грузов. В некоторых путевых листах нет штампа и подписи медицинского работника. Как мы полагаем, отсутствие сведений о медосмотре не влияет на величину и обоснованность транспортных расходов.

Можно ли на основании таких листов учесть в расходах затраты на ГСМ? Не снимут ли налоговые органы расходы на ГСМ по таким путевым листам на том основании, что они оформлены с нарушением?

— Путевые листы должны содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса № 152. В этом документе определено, что обязательными реквизитами путевого листа являются сведения о водителе. Они включают, в частности, дату (число, месяц и год) и время (часы и минуты) проведения медосмотра.

При этом Порядком проведения медосмотров предусмотрено, что в случае вынесения медицинского заключения медицинский работник, проводивший медосмотр, на путевых листах ставит штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медицинский осмотр», а также свою подпись.

Эти сведения являются обязательным реквизитом путевых листов. Поэтому в путевых листах обязательно должны быть дата и время проведения медосмотра за подписью медицинского работника.

В целях исчисления налога на прибыль расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. То есть первичные документы должны содержать все необходимые обязательные реквизиты.

В связи с этим вполне вероятно, что налоговые органы могут исключить из расходов затраты на ГСМ по тем путевым листам, которые оформлены с нарушением.

— Указание в путевом листе маршрута следования в составе обязательных реквизитов Приказом Минтранса № 152 не предусмотрено. Однако ИФНС при проверке требует, чтобы маршрут был обязательно указан. Она считает, что формулировка «по городу» без указания конкретных адресов не позволяет обосновать производственный характер поездки. И, как следствие, исключает сумму ГСМ по таким путевым листам из расходов.

Нужно ли в путевом листе указывать маршрут следования для того, чтобы можно было учесть ГСМ в расходах по прибыли?

— Действительно, в Приказе Минтранса № 152 среди обязательных для заполнения путевого листа реквизитов маршрут следования не указан. При этом организация вправе разработать собственную форму путевого листа. Но в ней должны быть обязательные реквизиты, установленные Приказом № 152. В связи с этим полагаю, что формально указание в путевом листе конкретного маршрута на данный момент не является обязательным для подтверждения понесенных расходов на ГСМ, так как этот реквизит не включен Минтрансом в соответствующий перечень.

В то же время при разработке собственной формы путевого листа ее можно дополнить таким реквизитом, как маршрут следования. И, в принципе, формулировки «по городу» должно быть достаточно для учета ГСМ в расходах. Однако в таком случае есть риск претензий со стороны налоговых органов. Например, в одном споре суд согласился с инспекцией, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. Поэтому во избежание судебных разбирательств в путевом листе лучше прописывать маршрут следования.

— Организация выплачивает своим работникам компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях. Нужно ли в этом случае оформлять путевые листы? Или же для учета в налоговых расходах этой компенсации вполне достаточно приказа руководителя, где установлены размеры компенсации, и должностной инструкции, подтверждающей разъездной характер работы?

— В настоящее время законодательством в области оказания транспортных услуг не предусмотрено оформление путевых листов при использовании личных автомобилей работников для служебных поездок.

При этом согласно Постановлению Госкомстата России № 78 путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю.

Таким образом, на мой взгляд, для личных автомобилей, используемых в служебных целях, оформление путевых листов не является обязательным.

Для учета расходов на выплату компенсаций работникам за использование автомобиля следует иметь такие документы:

  • должностную инструкцию работника, подтверждающую разъездной характер работы;
  • письменное соглашение между работником и организацией, заключенное к трудовому договору;
  • ПТС на легковой автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • приказ руководителя о выплате компенсации.

— Организация занимается перепродажей товаров. Некоторые налоговые инспекции считают, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованных товаров с одного своего склада на другой являются прямыми расходами.

Однако Минфин ранее разъяснял, что эти расходы можно учесть как косвенные. Не изменилась ли позиция Минфина? Как все-таки правильно учитывать эти расходы?

— Нет, по этому вопросу позиция ведомства не изменилась.

На данный момент также актуально мнение, что к прямым расходам относятся расходы на доставку приобретенного товара до склада организации, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки.

При этом расходы на доставку покупных товаров уже после оприходования их на склад (в связи с перемещением до нового склада) относятся к косвенным расходам.

— Организация занимается оптовой торговлей. Есть товары, которые она доставляет со склада своего поставщика сразу на склад покупателя (транзитная доставка).

Как правильно учесть расходы на такую доставку — как косвенные или как прямые?

— По нормам НК к прямым расходам у торговых организаций относятся только:

  • стоимость приобретения реализованных товаров;
  • расходы на доставку покупных товаров до своего склада (если они не включены в цену приобретения).

Расходы на транзитную доставку товаров не относятся к расходам на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика. Ведь при транзитной доставке товаров покупателям напрямую со склада поставщика эти товары на склад самой организации-продавца не доставляются.

Как следствие, расходы на транзитную доставку не подлежат распределению согласно правилам, установленным ст. 320 НК РФ, а учитываются в составе косвенных расходов соответствующего периода.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Ссылка на основную публикацию
Спортзал в подвале частного дома
Организация фитнес-центра в подвале или цокольном этаже общественного нежилого здания не имеет ограничений по числу мест, площади, музыкальному сопровождению. Однако,...
Сколько стоит замена счетчика газа в квартире
Как и любое техническое оборудование газовые счетчики имеют определенный срок эксплуатации. Он зависит от типа и марки прибора. Меры по...
Сколько стоит заверить согласие у нотариуса
Стоимость нотариальных действий складывается из нотариального тарифа (он установлен законом и един для всех нотариусов) и стоимости правовой и технической...
Споры с управляющими компаниями судебная практика
Споры о понуждении управляющей компании (УК или ТСЖ) к исполнению своих обязанностей. В этой публикации адвокат Цехер Г. Я. приводит...
Adblock detector