Страховые взносы в пфр по дополнительному тарифу

Страховые взносы в пфр по дополнительному тарифу

С 2013 года введен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 и 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в соответствии с которым страхователи обязаны обеспечить безопасность работников во время работы, а их рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. В зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, устанавливается размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые уплачиваются с 2014 года. Чем более опасные или вредные условия труда будут установлены по результатам специальной оценки, тем более высокий дополнительный тариф страховых взносов необходимо будет уплачивать работодателю в Пенсионный фонд России.

В соответствии с законом условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс). Оценку условий труда и аттестацию рабочих мест проводит комиссия из представителей организации работодателя не реже одного раза в 5 лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу закона №426-ФЗ, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации признаны вредными и (или) опасными, до 31 декабря 2018 года включительно.

При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.

Если работодатель не проводит спецоценку условий труда, то он уплачивает дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

При проведении спецоценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы:

С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (п. 7 ст. 7 закона о спецоценке). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации (ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

Если работнику не положена досрочная пенсия, то взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно

Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.

В свою очередь размер дополнительного тарифа, который применяется к выплатам соответствующим работникам, зависит от (части 1-2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке):

  • вида работы;
  • результатов спецоценки или аттестации на рабочих местах.

На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение. При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.

Читайте также:  Заявление на отказ от классного руководства образец

Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам (ст. 58.3 закона о страховых взносах) не следует путать с "дополнительными" взносами в ПФР в размере 10% (ч. 1 ст. 58.2 закона о страховых взносах). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Как определить, какой тариф нужно применить?

Как уже говорилось, размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах (ч. 1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, пп. 1 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.

В то же время в ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ указано, что результаты ранее проведенной аттестации применяются при определении размера дополнительных тарифов по ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными.

Основываясь на этом, Минтруд России разъясняет следующее. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 закона о страховых взносах – соответственно по 6% и 4% (в 2014 году). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, к ним не применяется. Напомним, что такой же вывод ранее был сделан ПФР в письме от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

Стоит ли таким страхователям скорее проводить специальную оценку, сказать сложно. Это достаточно дорогостоящая процедура, поэтому выгоды от ее проведения каждый должен определить самостоятельно.

Как исчислять взносы по дополнительным тарифам, если в течение месяца сотрудник занят на различных рабочих местах

Иногда лица, с выплат которым начисляются взносы по дополнительным тарифам, в течение месяца заняты на нескольких рабочих местах. В свою очередь на этих рабочих местах установлены различные классы (подклассы) условий труда либо отсутствуют результаты аттестации или специальной оценки. Возникает вопрос, как с производимых указанным лицам выплат начислять взносы по дополнительным тарифам.

По мнению министерства, такие взносы следует исчислять со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат (независимо от того, за какие периоды производятся выплаты). Начисление происходит пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) в месяце. При этом в общем количестве рабочих дней (часов) нужно учитывать сверхурочную работу, а также работу в выходные и праздничные дни.

Такое положение дел существенно усложняет заполнение формы РСВ-1 ПФР, но в некоторых случаях помогает экономить на страховых взносах, поскольку разным классам (подклассам) соответствуют разные тарифы взносов.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР)

С другими формами, образцами и бланками документов, используемыми при исчислении страховых взносов, можно ознакомиться в разделе "Бланки"

Как начисляются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителям?

Согласно ст. 60.1 ТК РФ сотрудник вправе заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство). Следовательно, работа по совместительству выполняется в рамках отдельных трудовых отношений.

Проанализировав эти нормы, Минтруд России сделал следующий вывод. Если сотрудник во время совместительства не занят на работах, перечисленных в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, то взносы в ПФР по дополнительным тарифам не начисляются на производимые ему выплаты.

Получается, что если по основной работе сотрудник выполняет соответствующие работы, а по совместительству – нет, то дополнительные тарифы применяются только к выплатам по основному месту работы.

Читайте также:  Проходной балл в мвд для девушек

Дополнительные тарифы, размер которых зависит от результатов спецоценки, применяются с даты утверждения отчета об этой оценке

Частью 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах установлены дифференцированные дополнительные тарифы взносов в ПФР, которые зависят от класса условий труда, присвоенного по результатам специальной оценки.

В свою очередь результаты этой оценки отражаются в отчете о ее проведении. Данный отчет составляется организацией, проводившей спецоценку, подписывается членами комиссии, сформированной работодателем, и утверждается председателем этой комиссии (ст. 15 закона о спецоценке). То есть датой завершения специальной оценки считается день утверждения отчета.

Основываясь на этом, Минтруд России указал следующее. Раз результаты спецоценки используются с даты утверждения отчета, то с этого же дня применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. При этом за месяц, в котором был утвержден отчет, взносы по указанным тарифам уплачиваются только с части суммы, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Однако при таком подходе проблематично заполнить расчет по форме РСВ-1 ПФР: нужно внести данные сразу в несколько подразделов (2.2, 2.3 и 2.4) и пропорционально высчитать суммы, облагаемые по разным тарифам.

Результаты аттестации, оформленные в 2014 году, использоваться не могут

Как уже говорилось, с 1 января 2014 года упразднена аттестация рабочих мест (ст. 12, ст. 15 Закона № 421-ФЗ). В то же время не все работодатели (страхователи) успели оформить результаты проведенной в 2013 году аттестации до указанной даты, то есть сделали или сделают это уже в 2014 году. По мнению министерства, результаты такой аттестации использоваться не могут. Иными словами, работодатели (страхователи) не могут их применить, в частности, для определения размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Но что же делать таким работодателям? Ведь получается, что деньги за такую аттестацию выкинуты на ветер. Мы считаем, что работодатели могут заключить дополнительное соглашение с организациями, проводившими аттестацию. В этом соглашении нужно прописать, что в связи с изменением законодательства вместо аттестации будет проведена специальная оценка, то есть следует изменить предмет договора. Кроме того, в соглашении нужно указать, какие дополнительные исследования будут осуществлены, чтобы проводимая процедура соответствовала всем требованиям закона о спецоценке. Отметим, что организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, вправе проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 2 ст. 27 закона о спецоценке).

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда работодатели обязаны перечислять в пользу определенной категории трудящихся и льготников. Это люди, занятые на вредных и опасных работах, имеющие право на досрочную пенсию.

Законодательные основы

ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» устанавливает 4 класса трудовых условий: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия. Методы специализированной оценки трудовых условий предполагают исследование и измерение вредных факторов. Условия труда относят к определенной категории в зависимости от их степени опасности. Класс зависит от тяжести и силы влияния химических, биологических, микроклиматических воздействий.

Изменения, введенные законом, позволяют унифицировать процедуру проведения экспертизы или оценки трудовых условий. На основе результатов исследования будут присваиваться гарантии и компенсации для работников. Кроме того, нововведение должно стимулировать работодателей к совершенствованию условий и введению мер защиты труда.

Нормы, установленные ФЗ № 426, потребовали внесения поправок в закон №212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР». Таким образом, от класса рабочих мест напрямую зависит размер дополнительных тарифных отчислений.

Какие категории граждан попадают под дополнительное страхование?

Дополнительные тарифы вступили в действие с 2013 года после принятия Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Работодатель должен вносить повышенный взнос за сотрудников, трудящихся на вредном и опасном производстве.

За осложненные трудовые условия полагается досрочное пенсионное обеспечение. Тяжелыми и вредными считаются:

  • добыча полезных ископаемых и горные работы;
  • производство, переработка черных, цветных металлов, угля, газа, сланца, нефти;
  • химическая промышленность, производство взрывчатки, боеприпасов;
  • электротехническая промышленность;
  • производство стройматериалов, целлюлозы, стекла, фарфора, фаянса;
  • атомная энергетика и другие сферы.

Труд на данных производствах сопровождается особой опасностью, тяжелыми нагрузками, повышенным травматизмом. Работа сопряжена с воздействием повышенного шума, газа, радиации и других факторов. Вредные воздействия вызывают профессиональные заболевания и потерю трудоспособности.

Перечень застрахованных категорий содержится в пп. 1, 2, 3 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.

Списки льготников

«Первая сетка»
(пп. 1, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400);
Профессии особо вредные и опасные. К ним относятся работы под землей, в горячих цехах, на вредных производствах, на АЭС, на флоте, в фармакологии и т.д.
К ним не причисляются периоды работы по категориям «второй сетки» и «малых» списков.
«Вторая сетка»
(пп. 2, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400)
Вредные профессии, связанные с тяжелыми условиями труда: горнорудные, металлургия, пищевая промышленности, ж/д, система здравоохранения.
Для получения досрочной пенсии разрешено суммировать трудовые периоды по 1 и 2 списку.
Читайте также:  Штраф по постановлению судебного пристава исполнителя

Списки не постоянны, регулярно корректируются с учетом экономических показателей. Главным отличием между перечнями 1 и 2 по указанию Министерства труда является особая тяжесть и опасность деятельности. Списки перечислены в Постановлении от 16.07.2014 № 665.

Как проводится оценка рабочих условий?

Законодательная основа оценки труда предусмотрена в ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Процедура включает в себя ряд мероприятий по выявлению вредных воздействий, факторов. При этом эксперты ориентируются на существующие гигиенические нормативы.

Работодатель должен организовывать оценку как минимум раз в 5 лет, при необходимости обязан проводить внеплановые проверки. Например, при увеличении числа рабочих мест, изменении технологий, переоборудовании (список дается в ст. 17 ФЗ № 426). Для проведения оценки на предприятие приглашают представителей специализированных организаций. Услуга оказывается на договорной основе.

Комиссия утверждает список исследуемых рабочих мест, затем разрабатывает перечень вредных факторов. В результате условиям труда присваивается класс опасности:

  1. «оптимальные» условия по степени влияния на организм;
  2. «допустимые» условия – факторы в рамках разрешенных нормативов, когда подорванное здоровье можно восстановить за выходные дни;
  3. «вредные» – воздействия выше нормативов (класс подразделяется на 4 подкласса);
  4. «опасные» условия – факторы, угрожающие жизни или провоцирующее профессиональные заболевания.

Итоги оценки заносятся в заключение. Экспертиза требуется для досрочного назначения пенсионного обеспечения и для включения периодов работы на вредном производстве в общий стаж.

Тарификация дополнительных взносов в ПФР

В 2019 году нормативы по взносам за осложненные трудовые условия зависят от того, проводилась ли специальная оценка.

При отсутствии оценки После оценочных мероприятий тариф дифференцируется по классам опасности
  • по списку 1 – 8%,
  • по списку 2 (в том числе «малым спискам») – 6%.
8% — 4 класс;
7% — 3 класс, подкласс 4 (3.4);
6% — 3.3;
4% — 3.2;
2% — 3.1.

Величина тарифа для работодателя устанавливается в зависимости от степени опасности условий. По 1 и 2 классам дополнительные взносы не начисляются. Работодатель, вносящий платежи за вредные условия, не имеет право на ограничения по предельной облагаемой взносами базе.

Таким образом, если аттестация рабочих мест, экспертиза условий труда не была проведена или прошла до 1 января 2014 года (несмотря на то, что рабочие места были признаны неопасными), то применяется 6% тариф . Процент взимается с общей суммы выплат, начисляемой в пользу физических лиц. Если специальная проверка трудовых условий проведена по новым правилам, применяется тариф 2-8%.

Порядок уплаты дополнительного взноса

После проведения экспертизы или оценки работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию, подтверждающую соответствие условий труда нормативам. Рабочие места с опасными факторами распределяются по классам вредности. Затем на основе поданной декларации устанавливаются тарифы взносов к уплате.

Особенности взносов по дополнительным тарифам:

  1. взносы являются персонифицированными;
  2. выплаты полностью направляются на финансирование трудового пенсионного обеспечения по старости;
  3. предельная величина базы для начисления страховых взносов не берется в расчет.

Для уплаты платежа работодатель подготавливает КБК, общую сумму взноса (без разделения на страховую и накопительную часть), точную сумму дополнительного взноса. Рассчитать, оформить и направить в банк платежное поручение можно удаленно. Для уплаты применяются коды бюджетной классификации (КБК), установленные в 2013 году 212-ФЗ.

Платежи по дополнительному тарифу вносятся в ФНС ежемесячно по итогам периода. Сроки совпадают с датами выплат основного взноса:

  • до 15 числа при подаче документов в бумажном виде;
  • до 20 числа при электронной подаче декларации.

Помимо трудящихся, задействованных на производстве, работе при опасных и тяжелых факторах, дополнительным страхованием имеют право пользоваться:

  1. работодатели в рамках программы добровольных взносов;
  2. специалисты списков 1 и 2 по своей инициативе;
  3. работодатели пилотов и экипажей авиатехники;
  4. работодатели угольной промышленности;
  5. индивидуальные предприниматели.

Заключение

Дополнительные отчисления за вредные трудовые условия взимаются с работодателей в пользу трудящихся и льготников. К данной категории относятся люди, занятые на вредных и опасных работах. Условия труда причисляются к определенному классу в зависимости от степени опасности. Класс трудовых условий зависит от их тяжести и степени влияния химических, биологических, микроклиматических факторов.

Тариф 6% применяется, если оценка условий труда не организовывалась или проводилась до 1 января 2014 года. Если специальная экспертиза условий труда проведена, устанавливается тариф 2-8%. Дополнительные взносы могут выплачиваться и за пенсионеров, выработавших стаж.

Ссылка на основную публикацию
Столбик у тротуара или дороги
Слово из 5 букв, первая буква - «Т», вторая буква - «У», третья буква - «М», четвертая буква - «Б»,...
Спортзал в подвале частного дома
Организация фитнес-центра в подвале или цокольном этаже общественного нежилого здания не имеет ограничений по числу мест, площади, музыкальному сопровождению. Однако,...
Споры с управляющими компаниями судебная практика
Споры о понуждении управляющей компании (УК или ТСЖ) к исполнению своих обязанностей. В этой публикации адвокат Цехер Г. Я. приводит...
Стоит ли проводить газ в частный дом
Наличие коммуникаций является важным фактором для комфортного проживания в загородном доме. Увы, но даже в Московской области, на территории множества...
Adblock detector