Сумма задолженности для банкротства юридических лиц

Сумма задолженности для банкротства юридических лиц

Общие признаки несостоятельности предприятия

Признаки банкротства предприятия закреплены в ст. 3 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон № 127-ФЗ). Юрлицо должно иметь задолженность по выплате:

  • денежных обязательств своим бизнес-партнерам;
  • зарплаты и выходных пособий своим сотрудникам;
  • налогов, сборов и других обязательных платежей.

При этом она не погашается в течение 3 месяцев с того момента, когда обязательства должны были быть исполнены.

Дело о несостоятельности возбуждается арбитражным судом при условии, что суммарный размер задолженности юрлица составляет не менее 300 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 закона № 127-ФЗ).

Таким образом, общими признаками несостоятельности или банкротства являются:

  • наличие просроченной задолженности от 300 тыс. руб.;
  • неоплата такой задолженности на протяжении минимум 3 месяцев с момента ее возникновения.

Если некто производит платежи, препятствующие достижению долгом 300 тыс. руб., такое поведение признается злоупотреблением правом и не мешает принятию заявления о банкротстве, не лишает заявителя по делу о банкротстве, в пользу которого долг частично уплачен, статуса заявителя (определение ВС РФ от 15.08.2016 по делу № А53-2012/2015, постановление АС УО от 07.06.2017 по делу № А76-28779/2016).

ВАЖНО! Для упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника размер задолженности неважен (п. 1 ст. 227 закона № 127-ФЗ), в отличие от упрощенного банкротства ликвидируемого должника, которое допускается, только если долг ликвидируемого должника достиг 300 тыс. руб. (постановление АС УО от 07.09.2017 по делу № А60-1424/2017).

Определение текущего размера задолженности для подачи заявления о банкротстве

В размер задолженности включаются:

  • долги по зарплате, определенные на дату подачи заявления о несостоятельности юрлица в суд (п. 1 ст. 4 закона № 127-ФЗ);
  • долги по оплате полученных товаров, работ, услуг;
  • суммы займа с учетом процентов;
  • долги, возникшие в результате неосновательного обогащения или причинения вреда, за исключением некоторых обязательств, перечисленных в п. 2 ст. 4 закона № 127-ФЗ;
  • обязательные платежи.

В размер задолженности при определении признаков несостоятельности-банкротства юридического лица не включаются пени, штрафы, неустойки, убытки в виде упущенной выгоды и другие финансовые санкции.

Право и обязанность на подачу заявления о несостоятельности организации

Наличие рассмотренных выше признаков банкротства организации дает право на обращение в суд с заявлением о ее несостоятельности:

  • сотрудникам, которым не выплачена зарплата или пособие (наличие задолженности и ее размер должны быть установлены судебным решением, вступившим в законную силу);
  • уполномоченными органами по истечении 30 дней с момента принятия решения о взыскании долга;
  • кредиторам юрлицам по требованиям, подтвержденным судебным решением, вступившим в законную силу.

Ст. 8 закона № 127-ФЗ дает юрлицу право на обращение в суд в случае предвидения своей несостоятельности при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что оно не сможет исполнить свои денежные обязательства в срок.

П. 1 ст. 9 закона № 127-ФЗ устанавливает следующие случаи, когда директор юрлица обязан обратиться в суд с заявлением о несостоятельности:

  • погашение задолженности перед 1 или несколькими кредиторами сделает невозможным исполнение других обязательств;
  • органом юрлица или собственником унитарного предприятия принято решение о подаче в суд заявления о несостоятельности;
  • обращение взыскания на имущество юрлица осложнит или сделает невозможной его дальнейшую хоздеятельность;
  • у юрлица имеются признаки неплатежеспособности и (или) недостатка имущества;
  • имеется 3-месячная задолженность по зарплате перед сотрудниками, которая возникла из-за недостатка средств.

Невыполнение директором указанной обязанности может привести к субсидиарной ответственности по долгам юрлица-банкрота (о ней можно узнать из статьи Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве).

О признаках преднамеренного или фиктивного банкротства читайте в статье «Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства».

Специальные признаки банкротства сельскохозяйственных организаций

Пп. 4, 5 ст. 177 закона № 127-ФЗ называет следующие специальные признаки банкротства сельскохозяйственных организаций: наличие суммарной задолженности в размере 0,5 млн руб. и неисполнение требований о ее погашении в течение 3 месяцев с того момента, как они должны были быть выполнены.

Таким образом, размер требований для объявления сельхозорганизации несостоятельной увеличен по сравнению с общим правилом на 200 тыс. руб.

В соответствии с п. 1 ст. 177 закона № 127-ФЗ к сельхозорганизациям относятся юрлица:

  1. Сельхозпроизводители, основными видами деятельности которых являются:
    • производство сельхозпродукции;
    • производство или переработка сельхозпродукции.

    При этом выручка от продажи такой продукции должна быть не менее половины выручки юрлица.

  2. Рыболовецкие артели, которые занимаются:
    • производством сельхозпродукции;
    • производством и переработкой сельхозпродукции;
    • выловом водных биологических ресурсов.
    • Выручка от реализации указанной выше продукции должна составлять не менее 70% от выручки артели.

      Что является признаками несостоятельности кредитной организации

      Для кредитной организации признаками банкротства являются (п. 1 ст. 189.8 закона № 127-ФЗ):

      -невозможность удовлетворить требования сотрудников, партнеров по выплате денежных средств, а также исполнить обязанность по уплате налогов и сборов — как собственную, так и по распоряжению клиентов с их банковских счетов;

      -неисполнение указанных выше обязательств в течение 2 недель с того момента, как они должны были быть выполнены;

      -недостаточность активов кредитной организации для выполнения указанных обязательств.

      Кроме того, в ст. 189.10 закона № 127-ФЗ закреплены случаи, когда в отношении кредитной организации принимаются меры по предупреждению ее несостоятельности. В частности, если кредитная организация:

      • Не исполняет на протяжении последнего полугода свои обязательства перед партнерами или не уплачивает налоги и сборы в срок до 3 дней с момента наступления обязательств в связи с недостатком денежных средств.
      • Не исполняет указанные выше обязательства в срок, который превышает 3 дня.
      • Нарушает какой-либо из нормативов достаточности собственных средств, установленных ЦБ РФ. О статусе Центрального банка России читайте в статье «Организационная структура ЦБ РФ и статус по Конституции».
      • Нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10% и т. д.
      Читайте также:  Кто имеет право получать социальную стипендию

      Признаки несостоятельности стратегических предприятий

      Для возбуждения дела о несостоятельности стратегических предприятий необходима суммарная задолженность не менее 1 млн руб. в совокупности по нескольким кредиторам, которая не погашена в течение 6 месяцев с того момента, как наступил срок (пп. 3, 4 ст. 190 закона № 127-ФЗ).

      К рассматриваемым предприятиям относятся:

      • Федеральные госпредприятия, акционерные общества, чьи акции находятся в собственности РФ, осуществляющие выпуск продукции, которая имеет стратегическое значение для обеспечения безопасности страны, защиты прав и законных интересов граждан РФ.
      • Предприятия оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающие выполнение гособоронзаказа.

      Перечни стратегических предприятий утверждены Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 и распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р. Для применения специальных правил о несостоятельности достаточно включения в 1 из этих перечней (определение ВС РФ от 24.12.2015 по делу № А07-1246). В данный список входят, например, Администрация гражданских аэропортов (г. Москва), Амурский патронный завод «Вымпел» (Хабаровский край) и др.

      Признаки несостоятельности естественных монополий

      Для возбуждения дела о несостоятельности естественных монополий, т. е. предприятий, осуществляющих производство и реализацию продукции в условиях естественной монополии, требуется:

      -наличие суммарной задолженности перед партнерами, сотрудниками и бюджетом не менее 1 млн руб. (п. 3 ст. 197 закона № 127-ФЗ);

      -неисполнение обязанности по ее погашению в течение полугода с того момента, как денежные обязательства должны были быть исполнены (п. 2 ст. 197 закона № 127-ФЗ).

      Кроме того, должны быть выполнены еще 2 условия:

      • указанные выше требования должны подтверждаться исполнительным документом;
      • требования не были удовлетворены полностью путем обращения взыскания на имущество естественной монополии.

      При отнесении юрлиц к субъектам естественной монополии следует руководствоваться положениями закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ.

      Итак, общими признаками несостоятельности юрлиц являются наличие задолженности перед сотрудниками, бизнес-партнерами, бюджетами различных уровней в размере 300 тыс. руб. и ее непогашение в течение 3 месяцев с момента возникновения.

      В законе № 127-ФЗ также приведен ряд предприятий, к которым применяются другие правила. Например, более жесткие для кредитных организаций, где срок неисполнения требований сокращен до 2 недель, или более мягкие, например для субъектов естественных монополий. В последнем случае размер задолженности увеличен до 1 млн руб., а срок неисполнения требований о погашении долга — до полугода.

      Руководитель проекта БАНКРОТЧИК.РФ

      специально для ГАРАНТ.РУ

      В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

      Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

      К первой группе можно отнести следующие.

      Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее (подп. "а" п. 3 ст. 1 Закона).

      Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2012 г. по делу № А57-8608/2012). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (подп. "б" п. 3 ст. 1 Закона).

      Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

      Порог для инициирования процедуры банкротства вырос со 100 тыс. до 300 тыс. руб. для обычных организаций и с 500 тыс. до 1 млн руб. – для стратегических предприятий и естественных монополий (п. 2, п. 38-39 ст. 1 Закона).

      Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (п. 13 ст. 1 Закона). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.

      Читайте также:  Уборщица это должность или профессия

      В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (подп. "а" п. 3 ст. 1 Закона). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (Определение ВАС РФ от 26 мая 2010 г. № ВАС-5992/10 по делу № А41-6960/09), сейчас же это требование закрепили в законе.

      Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п. 4 ст. 1 Закона). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (п. 31 ст. 1 Закона). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

      В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (ст. 2 Закона). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

      Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (п. 7 ст. 1 Закона). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

      К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

      Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно (п. 26 ст. 1 закона).

      Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (подп. "а" п. 10 ст. 1 Закона). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 (п. 2. ст. 25.1, п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

      Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции (подп. "б" п. 10 ст. 1 Закона) – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО (Определение ВАС РФ от 23 апреля 2014 г № ВАС-4133/14 по делу № А46-9412/2013, Определение ВАС РФ от 15 июля 2013 г. № ВАС-8816/13 по делу № А27-9799/2012), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.

      Ведение бизнеса — дело изначально непростое и довольное рискованное. Наличие долгов в бизнес-процессе не редкость. Часто избавиться от них позволяет только признание финансовой несостоятельности.

      О том, как обанкротить ООО с долгами, в основном говорит ФЗ от 26.10.2002 № 127. Там содержится информация:

      • о показателях банкротства;
      • этапах соответствующего процесса;
      • ответственности конкретных лиц.

      Дополнительные сведения (об ответственности участников, размере уставного капитала, режиме закрытия ООО) дает ФЗ от 08.02.1998 № 14, а также ГК РФ (ст. 65) .

      Куда, кому и при каких условиях заявлять о банкротстве юридического лица

      Дела о банкротстве разбираются арбитражным судом по месту регистрации ООО. Обратиться в такой суд с соответствующей инициативой вправе:

      • должники (пользуются правом с соблюдением условий ст. 8-9 ФЗ № 127);
      • конкурсные кредиторы;
      • уполномоченные органы (налоговики, таможенники и т. п.);
      • бывшие и действующие работники юридического лица, которым не выплатили выходные пособия либо зарплаты.
      Читайте также:  Срочно деньги нижний новгород отзывы сотрудников

      Сумма долга для банкротства юридического лица — это налоговые, кредитные, зарплатные и др. задолженности, которые вместе составляют минимум 300 000 рублей и наличествуют более 90 дней с момента даты исполнения обязательств. Иной минимальный размер долга для банкротства юридического лица установлен в ФЗ № 127 для юридических лиц:

      • сельскохозяйственных — полмиллиона рублей (ст. 177);
      • финансовых — 100 000 руб. и 14 дней существования долга (ст. 183.16);
      • кредитных — 1000 МРОТ и 14 дней наличия долга либо после отзыва лицензии (ст. 189.64);
      • стратегических — миллион рублей (ст. 190);
      • естественных монополий — миллион рублей (ст. 197).

      В заявлении о банкротстве, которое подают в суд, обязательно отмечают:

      • размер долга;
      • всех кредиторов;
      • все активы фирмы;
      • почему невозможно взыскать долги;
      • сумму вознаграждения управляющего (ст. 20.6 ФЗ № 127).

      Заявление снабжается приложениями:

      • выпиской из ЕГРЮЛ;
      • бухбалансом;
      • регистрационным свидетельством ООО;
      • протоколом, учредительским решением о подаче этого заявления и осуществлении банкротства;
      • уставным образцом.

      Частичное погашение долгов, если оставшаяся их сумма равна установленным ФЗ № 127 минимумам, не препятствует суду в принятии заявления о банкротстве.

      Банкротство ООО с долгами: пошаговая инструкция 2019

      После подачи заявления о признании финансовой несостоятельности ООО в суд и его последующего удовлетворения этапами дефолта станут:

      • наблюдение (длится до полугода, гл. IV ФЗ № 127) — проверяется материальное положение фирмы, калькулируется общее долговое количество, должник готовит бумаги, необходимые в будущем, информирует всех, кого коснется банкротство; проводится первое собрание кредиторов;
      • внешнее управление (до полутора лет с возможностью продления на полгода, гл. VI ФЗ № 127) — часто устанавливается по воле кредиторов. Внешний управляющий принимает все меры для улучшения финансового состояния фирмы;
      • финансовое оздоровление (максимум на два года, гл. V ФЗ № 127), когда юридическое лицо пытается избежать ликвидации, его финансовое состояние улучшается через реструктуризацию долгов. Суд определяет и размеры выплат, и график их внесения;
      • конкурсное производство (максимум полгода с возможностью аналогичного продления, гл. VII ФЗ № 127). Этим занимается специальный управляющий, которого назначает суд. Он распродает имущество ООО через открытые торги и вырученными средствами погашает имеющиеся долги.

      На любой стадии дефолта должник и его кредиторы вправе заключить мировое соглашение (гл. VIII ФЗ № 127).

      Часто процедура банкротства ООО с долгами укладывается только в наблюдение и конкурсное производство.

      Упрощенное банкротство

      Упрощенное банкротство фирмы, когда ее банкротят учредители, выглядит так:

      1. Составляется промежуточный ликвидационный баланс.
      2. В арбитражный суд направляется заявление (с приобщениями);
      3. Учредители ООО определяют арбитражного управляющего, которому вверяют дефолтный процесс.
      4. Суд назначает это физическое или юридическое лицо.
      5. Управляющий исследует основания для ответственности руководства.
      6. Долги списываются.
      7. Фирма объявляется банкротом и ликвидируется.

      Стандартная процедура

      Полнообъемное банкротство ООО выглядит так:

      1. Предоставление заявления в суд.
      2. Назначение временного управляющего, который наблюдает за фирмой с анализом финансовой обстановки.
      3. Деятельность юридического лица продолжается, но управляющий участвует в принятии всех решений.
      4. По окончании наблюдения суд определяет дальнейшие действия.
      5. Определение кредиторов, финансовое оздоровление (для подъема платежеспособности ООО) осуществляет управляющий.
      6. Оплата долгов.
      7. Провозглашение банкротом.
      8. Обусловливается проведение конкурсного производства с назначением надлежащего управляющего.
      9. Сведения об этом печатаются в СМИ для защиты интересов тех, кого затрагивает ликвидация.
      10. Претензии кредиторов принимают два месяца.
      11. Формируется регистр требований.
      12. Фиксируется цена собственности юридического лица.
      13. Взимается дебиторская задолженность.
      14. Формируется конкурсная масса.
      15. Долги выплачиваются в очередности ст. 134 ФЗ № 127.

      Банкротство фирмы с долгами: последствия для директора

      Директор ООО обладает полномочиями, благодаря которым он влияет на деятельность юридического лица. Следовательно, вероятно его привлечение к субсидиарной (дополнительной) ответственности, если полностью погасить требования кредиторов будет невозможно.

      Для привлечения директора к субсидиарной ответственности управляющий или кредиторы подают иск в суд. Возможность подачи такого иска существует еще десятилетие после начала процесса банкротства. Необходимо обосновать виновность директора в возникновении задолженностей. Субсидиарная ответственность возможна из-за совершения сделок, которые существенно вредят кредиторам (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53). Директор избежит такой ответственности, если докажет свою невиновность в невозможности ликвидации задолженностей ООО (подробнее — гл. 3.2 ФЗ № 127).

      Директора могут привлечь и к административной ответственности за фиктивный или преднамеренный дефолт (по ст. 14.12 КоАП РФ ). Фиктивность здесь — это публично объявленное заведомо ложное информирование о несостоятельности конкретного юридического лица. Преднамеренность — это совершение действий, бездействие, которые заведомо вызывают неспособность юридического лица отвечать по своим обязательствам. За неправомерные действия (сокрытие имущества, фальсификация документов и др.) при банкротстве директор ответит по ст. 14.13 КоАП РФ : в качестве должностного лица — заплатит штраф в размере от 50 000 до 100 000 или будет дисквалифицирован на срок от полугода до 3 лет.

      Уголовная ответственность для директора при дефолте по УК РФ наступает за:

      • неправомерные действия по ст. 195 ;
      • преднамеренность по ст. 196 ;
      • фиктивность по ст. 197 .

      В качестве наказания используются:

      • штраф до 500 000 рублей или равный зарплате осужденного за период до 3 лет;
      • ограничение свободы;
      • принудительные работы;
      • арест и т. п.
      Ссылка на основную публикацию
      Столбик у тротуара или дороги
      Слово из 5 букв, первая буква - «Т», вторая буква - «У», третья буква - «М», четвертая буква - «Б»,...
      Спортзал в подвале частного дома
      Организация фитнес-центра в подвале или цокольном этаже общественного нежилого здания не имеет ограничений по числу мест, площади, музыкальному сопровождению. Однако,...
      Споры с управляющими компаниями судебная практика
      Споры о понуждении управляющей компании (УК или ТСЖ) к исполнению своих обязанностей. В этой публикации адвокат Цехер Г. Я. приводит...
      Стоит ли проводить газ в частный дом
      Наличие коммуникаций является важным фактором для комфортного проживания в загородном доме. Увы, но даже в Московской области, на территории множества...
      Adblock detector