Таможенный контроль после выпуска товаров тк еаэс

Таможенный контроль после выпуска товаров тк еаэс

Что такое таможенный контроль после выпуска товаров? Что проверять, если товар быстро реализуется?

В соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС.

После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 — 15 статьи 14 ТК ЕАЭС, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.

В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Таким образом, в соответствии со статьей 311 ТК ЕАЭС объектом таможенного контроля после выпуска могут являться товары, находящиеся на таможенной территории Союза, — при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Каковы критерии оценки результативности проверок после выпуска товаров?

Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р, установлен Целевой индикатор развития таможенной службы Российской Федерации: результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (с 72 процентов в 2012 году до 85 процентов к 2020 году). Основными критериями результативности таможенных проверок по их результатам являются: принятие решений в сфере таможенного дела, доначисление и (или) довзыскание таможенных и иных платежей, возбуждение дел об административных правонарушениях, возбуждение уголовных дел, изъятие товаров.

Есть ли возможность понизить категорию риска для добросовестного участника ВЭД?

Для участников ВЭД, осуществляющих определенный вид деятельности, имеется возможность отнесения к категории низкого уровня риска в заявительном порядке. Решение ФТС России об отнесении Лица к категории низкого уровня риска формализуется в форме Распоряжения ФТС России в отношении каждого конкретного участника ВЭД.

Требования к участнику ВЭД, а также документов и сведений, перечень необходимых для проведения проверки и принятия решения об отнесении заявителя к низкому уровню риска, определены следующими нормативными документами:

  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №731 – для участников ВЭД, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №732 – для участников ВЭД, осуществляющих производственную деятельность;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №733 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз мясной продукции (товаров группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • Приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. №706 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств;
  • Приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. № 1740 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз рыбной продукции (товаров группы 03, товарных позиций 1604, 1605, товарной субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ЕАЭС).

Участники ВЭД, занимающиеся иными видами экономической деятельности могут быть отнесены к категории низкого уровня риска только на основе автоматического рисккатегорирования. В данном случае определение категории риска участника ВЭД происходит в соответствии с перечнем критериев для автоматического категорирования (приказ ФТС России №2256 от 1 декабря 2016 года «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности»). Данный процесс происходит автоматически, и влияние человека на процесс и его результаты полностью исключено.

Каковы критерии и механизмы при отнесении участников ВЭД к категориям риска? Есть ли возможность у участника ВЭД узнать, к какой категории риска относится его предприятие?

Исчерпывающий перечень критериев и механизмов отнесения участников ВЭД к низкому уровню риска содержатся в приказах ФТС России:

  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №731 – для участников ВЭД, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №732 – для участников ВЭД, осуществляющих производственную деятельность;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №733 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз мясной продукции (товаров группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • Приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. №706 –для участников ВЭД, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств;
  • Приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. №1740 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз рыбной продукции (товаров группы 03, товарных позиций 1604, 1605, товарной субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • Приказ ФТС России №2256 от 1 декабря 2016 года «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности».

В Личном кабинете функционирует сервис информирования компаний о категории уровня риска. Воспользоваться сервисом могут организации, присоединившиеся к Хартии добросовестных участников ВЭД.

Сервис обеспечивает информирование об актуальной на текущий момент категории уровня риска организации. Также дополнительно содержатся сведения о результатах деятельности организации по наиболее значимым критериям. Кроме того, в сервисе реализована функция предупреждения о возможном повышении уровня риска – если итоговое значение оценки деятельности участника ВЭД менее чем на 10% отличается от порогового значения, предусматривающего переход в более высокую категорию риска.

Понятие и нормативное регулирование таможенной проверки как формы таможенного контроля.

Значение таможенного контроля в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности обусловливается стандартом 6.1 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции): «Все товары, включая транспортные средства, поступающие на или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю». Таким образом, объектом таможенного контроля является любой товар, перемещаемый через таможенную границу Таможенного союза.

Важную роль в сложившихся экономических условиях играет таможенный контроль в различных его формах, способствующий соблюдению физическими и юридическими лицами установленных законом таможенных процедур. Наиболее масштабной формой таможенного контроля на сегодняшний день выступает таможенная проверка.

Стоит отметить, что одной из эффективных мер при проведении таможенного контроля выступает ориентирование в процессе осуществления проверочных мероприятия на пост-контроль, который проводится после выпуска товаров таможенными органами. Данный вид контроля направлен на создание системы непрерывного контроля (от подачи предварительной информации и декларации на товары до осуществления таможенного контроля после выпуска) в целях сокращения времени осуществления таможенных операций и, как следствие, формирования благоприятных условий для развития внешней торговли.

Итак, таможенная проверка является формой таможенного контроля, проводимой таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

Читайте также:  Сколько хранится информация в интернете

Вышеуказанное понятие таможенной проверки, обозначенное А.Г. Чернявским, на мой взгляд, не совсем полно отражает специфику данной формы таможенного контроля, а если учесть, что на сегодняшний день действует законодательство Евразийского экономического союза и Таможенный кодекс Таможенного союза утратил силу и с 01.01.2018 действует Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017, то вышеуказанное определение таможенной проверки требует корректировки в соответствии действующими нормативно – правовыми актами ЕАЭС.

На сегодняшний день основополагающими нормативно – правовыми актами, закрепляющими основы таможенного контроля в форме таможенной проверки являются Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 331 ТК ЕАЭС гласит:

1) «Таможенная проверка — форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании»;

2) «Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств — членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов».

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит определения понятия «таможенная проверка», однако статья 224 «Формы таможенного контроля» содержит следующее положение: «При проведении таможенного контроля таможенные органы применяют формы таможенного контроля, установленные статьей 322 Кодекса Союза». Это значит, что данная статья является по своему содержанию отсылочной, так как содержит ссылку на нормы ТК ЕАЭС, где мы можем увидеть определение таможенной проверки.

Е.В. Родительская и А.В Зубарева отмечают, что важным фактором, влияющим на результаты таможенной проверки после выпуска товаров, является качество отбора проверяемых лиц на этапе ее планирования. Учитывая экономическую значимость результатов проверки, можно утверждать, что качество отбора, в конечном счете, определяет полноту сборов таможенных платежей, налогов, акцизов и пеней, а также штрафов. Обеспечить надлежащее качество возможно, если выбор участников ВЭД осуществляется целенаправленно на основе научно обоснованных методик и алгоритмов.

Е.В. Родительская и А.В Зубарева, на мой взгляд, верно отмечают, что результативность таможенных проверок напрямую зависит от анализа деятельности проверяемых лиц – участников ВЭД.

Пункт 5 статьи 331 ТК ЕАЭС определяет перечень проверяемых лиц:

1) декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

2) перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров;

3) лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;

4) лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела;

5) лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;

6) уполномоченный экономический оператор — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и при соблюдении определенных условий;

7) лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;

8) лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза.

Помимо нормативного регулирования перечня проверяемых лиц ТК ЕАЭС также устанавливает перечень вопросов, подлежащих таможенной проверке, что также немаловажно, ведь выбор конкретного направления таможенной проверки зависит от ее результативности и дальнейшего планирования мероприятий в рамках аналитической работы должностных лиц таможенного контроля после выпуска товаров. Пункт 6 статьи 331 ТК ЕАЭС содержит перечень следующих направлений:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

3) соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;

4) исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;

5) соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом;

6) соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, хотелось бы выделить следующие признаки таможенной проверки как формы таможенного контроля:

1. Таможенная проверка является формой таможенного контроля.

2. Таможенная проверка проводится должностными лицами таможенного контроля после выпуска товаров.

3. Проведение таможенной проверки как формы таможенного контроля связано с комплексом мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

4. Таможенная проверка связана с сопоставлением сведений, заявленных в таможенной декларации и документах, представленных проверяемыми лицами.

5. Нормативно – правовое регулирование таможенной проверки осуществляется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральный законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Результативность таможенных проверок напрямую зависит от анализа деятельности проверяемых лиц – участников ВЭД.

7. Объектом таможенной проверки является деятельность проверяемых лиц.

8. Предметом таможенной проверки являются направления, указанные в пункте 6 статьи 331 ТК ЕАЭС.

Таким образом, ориентирование должностных лиц таможенных органов в нормативно — правовом регулировании таможенной проверки как формы таможенного контроля, ее признаках и порядке проведения позволяет наиболее полно и результативно проводить проверочные мероприятия, формировать планирование аналитической работы в рамках анализа внешнеэкономической деятельности ее субъектов.

2.2. Виды таможенных проверок

Как мы уже выяснили, таможенная проверка в соответствии со статьей 331 ТК ЕАЭС является формой таможенного контроля, проводимой таможенным органом после выпуска товаров с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Читайте также:  Французский шенген на 5 лет

Хотелось бы отметить точку зрения Р.Н. Серёминой и Е.С. Смолиной, связанной с тем, что таможенная проверка как одна из действенных мер по минимизации рисков обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений в области таможенного дела, создание условий для ускорения таможенного оформления добросовестных участников ВЭД и формирование честной конкуренции.

Часть 7 статьи 331 ТК ЕАЭС выделяет 2 вида таможенных проверок, проводимых должностными лицами таможенного контроля после выпуска товаров: камеральные и выездные.

Как утверждает А.Г. Чернявский, таможенная проверка осуществляется в форме камеральной или выездной таможенной проверки и проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном порядке.

Стоит отметить, что мероприятия по налоговому контролю также предусматривают деление налоговых проверок на камеральные и выездные, а предусмотрено это статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации. Тенденция к тесному взаимодействию таможенных и налоговых органов не случайна и, как показывает практика проведения совместных проверочных мероприятий, их результативность напрямую связана с доначислениями таможенных и налоговых платежей в федеральный бюджет.

Итак, в таможенном законодательстве предусмотрено два вида таможенных проверок, каждая из которых имеет свои особенности в порядке, сроках и способах проведения. Для того чтобы понимать, каким образом в практической деятельности должностных лиц таможенного контроля после выпуска товаров проводятся те или иные проверочные мероприятия, попытаемся выделить признаки камеральных и выездных таможенных проверок на основе действующих нормативно – правовых актов таможенного законодательства.

Камеральная таможенная проверка в соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

Главная особенность камеральной таможенной проверки состоит в том, что она проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки. Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения.

В целом, ТК ЕАЭС устанавливает общие особенности данного вида таможенных проверок без привязки к порядку проведения и документам, на основании которых камеральная таможенная проверка имеет юридическую силу как форма таможенного контроля, а ведь данный аспект, на мой взгляд, является немаловажным в нормативно – правовом регулировании таможенного контроля.

Если мы обратимся к Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то при изучении положений статьи 228 можем выделить следующие особенности:

1) камеральная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, который будет проводить таможенную проверку, уполномоченным им заместителем начальника таможенного органа либо замещающими их лицами;

2) таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет»;

3) при направлении уведомления о проведении камеральной таможенной проверки по почте заказным письмом оно считается полученным как в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату, так и на шестой рабочий день со дня направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату;

4) срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать девяносто календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. В указанный срок не включается период времени между датой направления проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений.

5) проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на сто двадцать календарных дней при необходимости: проведения таможенной экспертизы; направления требования связанным с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка; направления (инициирования направления) запроса (требования) в государственные и муниципальные органы, банковские учреждения; направления (инициирования направления) запроса в компетентный орган другого государства — члена Союза или государства, не являющегося членом Союза;

6) продление проведения камеральной таможенной проверки осуществляется по решению начальника таможенного органа, проводящего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя начальника таможенного органа либо замещающих их лиц, о чем уведомляется проверяемое лицо с указанием срока и причины продления.

Как мы видим, ФЗ № 289-ФЗ более детально регулирует особенности проведения камеральных таможенных проверок по сравнению с ТК ЕАЭС. Однако, если обратить внимание на пункт 3 статьи 332 ТК ЕАЭС и пункт 5 статьи 228 ФЗ № 289-ФЗ, то можно столкнуться с противоречием между этими нормативно – правовыми актами в части сроков проведения камеральных таможенных проверок.

ТК ЕАЭС не ограничивает период проведения, в то время как ФЗ № 289-ФЗ устанавливает 90-дневный срок проведения камеральных таможенных проверок с возможным продлением в дальнейшем на 120-дневный срок по конкретным обстоятельствам. Возможно, по мере внесений изменений в ТК ЕАЭС данное противоречие будет устранено.

В целом, нормативно – правовые акты в сфере таможенного законодательства выделяют два вида таможенных проверок – камеральные и выездные, каждой из которых свойственен определенный порядок проведения и сроки, в соответствии с которыми должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный контроль. Именно результативность таможенного контроля в форме таможенной проверки является важнейшим фактором выполнения показателей, устанавливаемых ФТС для региональных таможен.

Дата публикации: 05.04.2017 2017-04-05

Статья просмотрена: 6384 раза

Библиографическое описание:

Гугучкина А. В. Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2017. — №13.1. — С. 21-25. — URL https://moluch.ru/archive/147/41402/ (дата обращения: 01.09.2019).

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, оптимизация, технологии, Евразийский экономический союз, подразделения ТКПВТ, внешнеэкономическая деятельность.

На современном этапе развития взаимоотношений между государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) активно осуществляется комплекс мероприятий, направленных на реализацию принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров, в том числе в целях профилактики правонарушений.

Данный принцип предполагает более упрощенный и эффективный процесс организации таможенного контроля после выпуска товаров [2].

Таможенный контроль после выпуска товаров представляет собой совокупность осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров и при обороте товаров ввезенных на таможенную территорию, посредством проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками, на основе категорирования участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях обеспечения соблюдения проверяемыми лицами таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле [6, с. 8].

Произошедшие в последние несколько лет изменения во внешней торговле Российской Федерации, затронули ранее твердо устоявшиеся закономерности и тенденции. Под ними можно подразумевать: изменение перечня стран, с которыми РФ поддерживает партнерские отношения, структуры внешнеторгового оборота, логистики движения товаров и сокращение объемов таможенного декларирования товаров.

Читайте также:  Авто в аресте у банков купить

К основным факторам, обусловившим указанные изменения, можно отнести следующие:

1) влияние на структуру и динамику внешней торговли России мирового финансово-экономического кризиса и введенных санкций;

2) корректировки в сфере государственного регулирования внешней торговли, а также интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза [4, с. 50].

Уже сегодня даны отдельные упрощения ряду участников ВЭД на этапе деятельности с последующим проведением мониторинга и контролем на этапе после выпуска товаров. В рамках такого подхода по результатам анализа показателей деятельности участников ВЭД, осуществляется их категорирование, исходя из потенциальных рисков нарушения таможенного законодательства.

В основе работы по пресечению нарушений в сфере таможенного дела и обеспечения полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, лежит внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Плодотворное взаимодействие налажено с ФНС России, особенно в части выбора объектов контроля, а также выявления взаимосвязанных нарушений в сфере ВЭД, борьбы со схемами уклонения от уплаты платежей [3].

В настоящее время уровень межведомственного взаимодействия кардинально изменился. Евразийской экономической комиссией проводится работа по интегрированию информационных систем таможенных служб государств-членов ЕАЭС и иных государственных органов на основе интегрированной информационной системы ЕАЭС. Это делается для обеспечения «прослеживаемости» движения товаров от момента пересечения таможенной границы ЕАЭС до их конечного потребителя.

Направления оптимизации проведения таможенного контроля после выпуска товаров:

1) взаимодействие с бизнес сообществом, представители которого принимают самое активное участие в обсуждении новелл таможенного законодательства и выработке предложений по совершенствованию таможенных технологий в сфере таможенного контроля после выпуска товаров;

2) возможность применения аудиторских заключений в ходе таможенного контроля. Аудиторское заключение может являться дополнительным источником информации об общем состоянии организации, либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе ВЭД, а также о финансовой устойчивости и о качестве внутреннего контроля. Такая информация, несомненно, может использоваться при проведении таможенными органами анализа деятельности участников ВЭД при определении уровня риска и их категории (рис. 1);

3) разработка технологии проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений, прорабатываемая ГУТКПВТ совместно с иными подразделениями ФТС России;

Рис. 1. Возможности применения аудиторских заключений в ходе проведения таможенного контроля

4) применение технологии «электронной камеральной проверки», которая позволит значительно сократить время проведения такой проверки в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства. В прошлом проверочная деятельность строилась на проведении точечных проверок, без анализа влияния результатов проверок на декларирование идентичных или аналогичных товаров, либо на отрасль в целом (рис. 2);

Рис. 2. Камеральная таможенная проверка на основе электронного документооборота

5) применение комплексного подхода. Он заключается в том, что при подготовке и проведении таможенной проверки мы учитываем взаимосвязанные факторы, создавшие условия для нарушения таможенного законодательства, осуществляем активное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Одним из инструментов реализации комплексного подхода при проведении таможенного контроля после выпуска товаров является механизм внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а также взаимодействие с крупными бизнес сообществами, основанное на заключенных с ФТС России соглашениях;

6) проведение комплексных проверочных мероприятий в отдельных отраслях рынка, затрагивающих одновременно несколько регионов Принятые меры, в число которых входили законодательные инициативы и технические решения, способствовали запуску механизмов самоконтроля и декриминализации отраслей, созданию открытой и добросовестной конкуренции.

По результатам проверочных мероприятий отмечается положительная динамика роста бюджетной эффективности проводимых таможенных проверок.

В 2014 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 6 684 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в 2015 году их число составило: 4782 таможенные проверки, их них результативные – 3973 [1].

Анализируя данные прошедших лет, можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика проведения таможенного контроля после выпуска товаров, с каждым годом увеличиваются суммы доначисленных и взысканных таможенных платежей, а также улучшаются результаты проверочной деятельности таможенных органов (рис. 3).

Рис. 3. Доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов, млрд. руб. [1]

На основе мероприятий, проведенных подразделениями ТКПВТ, за январь-июнь 2016 года осуществлено 3412 проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки 2087, в том числе проверок по признакам нарушения законодательства 1693 (результативных – 1 508, результативность – 89,1%).

Процент взыскания составил 48,8%, что на 12,3% больше, чем за январь-июнь 2015 года (36,5%). За январь-июнь 2016 года по результатам проверочной деятельности подразделений ТКПВТ возбуждено 2 095 дел об АП и 143 уголовных дела, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 780,7 млн. рублей, взыскано 90,1 млн. руб. [1].

В целях недопущения перемещения в Российскую Федерацию запрещенных к ввозу товаров в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы Российской Федерации, функционируют 35 мобильных групп, осуществляющих мероприятия таможенного контроля.

Статистика показывает стабильный на протяжении периода исследования рост показателей работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. ФТС России стремится к упрощению таможенных процедур и снижению административной нагрузки на участников ВЭД, что в конечном итоге приведет и к сокращению времени, затрачиваемого участниками внешнеэкономической деятельности на перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС. Тем более, что в настоящее время приоритетом работы в рамках контроля после выпуска «является не сумма доначисленных платежей, а сумма взысканных, потому что разница между этими цифрами вызывает задолженность перед государством» [5].

Особая важность рассматриваемого направления деятельности таможенных органов ставит вопрос о необходимости выработки комплекса задач, направленных на повышение эффективности и совершенствование организации деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров.

Обеспечение реализации развития таможенного контроля после выпуска товаров возможно при осуществлении следующих мер:

1) совершенствование существующего механизма постконтроля и внедрение новых подходов к проведению проверочных мероприятий на основе учета мирового опыта стран-членов ВТамО;

2) применение системного подхода к организации таможенного контроля после выпуска товаров при выборе объектов проверок для получения результата с необходимым экономическим эффектом;

3) автоматизация аналитических работ и технологий контроля после выпуска товаров.

Таким образом, эффективность организации и результативность применения таможенного контроля после выпуска товаров является одной из важнейших задач таможенной службы Российской Федерации. Осуществление внешней торговли, упрощение таможенных правил в условиях обеспечения экономической безопасности и пополнения федерального бюджета обуславливают разработку мер по модернизации и совершенствованию таможенного контроля после выпуска товаров. В том числе это касается разработки проектов стандартов, методик проведения аудита в таможенной сфере, форм отражения результата, внесения изменений в КоАП России по составу нарушений и мерам ответственности аудиторов за недостоверное представление сведений. Также необходимо формирование перечня и порядка аккредитации аудиторов и требований в целях контроля уровня их квалификации для аудирования вопросов в сфере таможенного дела.

Ссылка на основную публикацию
Столбик у тротуара или дороги
Слово из 5 букв, первая буква - «Т», вторая буква - «У», третья буква - «М», четвертая буква - «Б»,...
Спортзал в подвале частного дома
Организация фитнес-центра в подвале или цокольном этаже общественного нежилого здания не имеет ограничений по числу мест, площади, музыкальному сопровождению. Однако,...
Споры с управляющими компаниями судебная практика
Споры о понуждении управляющей компании (УК или ТСЖ) к исполнению своих обязанностей. В этой публикации адвокат Цехер Г. Я. приводит...
Стоит ли проводить газ в частный дом
Наличие коммуникаций является важным фактором для комфортного проживания в загородном доме. Увы, но даже в Московской области, на территории множества...
Adblock detector